Ценностные основания посткапитализма: от «модуса обладания» к индивидуализму самореализующихся личностей?
Давыдов Д.А. Ценностные основания посткапитализма: от «модуса обладания» к индивидуализму самореализующихся личностей? // Социологические исследования. 2021. № 12. С. 78-90. DOI: 10.31857/S013216250016429-4.
В статье поднимается вопрос о возможных ценностных основаниях посткапиталистического общества. Критикуются попытки ассоциировать посткапитализм исключительно с ценностями дружбы, сотрудничества, солидарности, добровольной деятельности на благо других и т.д. Избавление от материальной необходимости вело западные общества к углублению индивидуализма и распространению всевозможных практик самовыражения. По мере развития социальных медиа эти практики все чаще выливались в борьбу за привлечение внимания. Сегодня личности можно рассматривать как то, что «производится» (практики «самобрендинга»), конструируется, продвигается и масштабируется. Вместо ожидаемого «коммунизма знаний» и коммунитарных социальных ценностей (А. Горц) мы наблюдаем движение к еще большему индивидуализму, теперь в сфере творчества и самореализации (производства «нематериальных» благ), где удовольствие и престиж ассоциируются с привлечением внимания, с личностной исключительностью и медийным влиянием. Это говорит о том, что предлагаемых некоторыми теоретиками средств (полная автоматизация производства, выплата всем безусловного дохода и т.д.) для реализации эгалитарной версии посткапитализма может оказаться недостаточно.
The article raises the question of the possible value foundations of a post-capitalist society. The author criticizes attempts to associate post-capitalism exclusively with the values of friendship, cooperation, solidarity, voluntary action for the benefit of others, etc. The article examines how getting rid of material necessity led Western societies to deepen individualism and spread all kinds of self-expression practices. Moreover, with the development of social media, these practices have increasingly spilt over into a struggle to attract attention. Personalities turn into something that is “produced” (practices of “self-branding”), is designed, promoted and scaled. As a result, instead of the expected “communism of knowledge” and the corresponding communitarian social values (A. Gorz), we observe an opposite trend: movement towards even greater individualism, but now in the sphere of creativity and self-realization (production of “intangible” goods), in which pleasure and prestige are associated with attracting attention, with personal exclusivity and media influence. This suggests that, perhaps, the means proposed by some modern theorists (full automation of production, payment of unconditional income to everyone, etc.) may not be enough to implement the egalitarian version of post-capitalism.
посткапитализм, капитализм, постматериализм, социальные ценности, социализм, коммунизм, революция личности, творческая самореализация, социальные медиа, социальная революция
post-capitalism, capitalism, post-materialism, social values, socialism, communism, personality revolution, creative self-realization, social media, social revolution