Мониторинг и прогнозирование социальных конфликтов в Свердловской области в 2020 - 2022 гг.
Проект был нацелен на мониторинг и прогнозирование социальных конфликтов в Свердловской области. В рамках работы по проекту изучались: динамика конфликтов за последние 15 лет, механизмы разрешения конфликтов, мотивация и ценностные ориентации участников протестных акций по местной тематике, трансформации городского политического режима (на примере Екатеринбурга) в ответ на необходимость адаптироваться к росту количества и интенсивности городских конфликтов.
Был проведен ряд эмпирических исследований:
Детальный анализ хода развития 10 отобранных конфликтов, который позволил оценить возможные способы разрешения конфликтных ситуаций;
Ряд глубинных интервью с участниками резонансных массовых протестных акций в сквере "у Драмы" в мае 2019 г. (N=20);
Событийный анализ социальных конфликтов с городской и региональной тематикой в Свердловской области за 15 лет (2016-2021 гг.);
Экспертные интервью с лидерами гражданского общества, журналистами, аналитиками и представителями городской и региональной власти (N=20).
В ходе исследования был сделан ряд выводов:
В большинстве случаев социальные конфликты, возникающие по поводу развития тех или иных территорий, могут быть урегулированы путем переговоров всех заинтересованных сторон и достижения консенсуса; эти конфликты можно разрешать еще в зачатке, а основная причина их перехода в "горячую" стадию уличной политики заключается в неспособности местных элит работать с местными активистами и неготовности идти на диалог;
Конфликты по поводу городского (шире - муниципального) пространства становятся более распространенными;
Наиболее частые темы для конфликтов - вырубка под застройку парков и скверов, вредные производства, снос памятников архитектуры; все это можно описать с помощью концепта борьбы за "право на город" (хотя такая борьба городами не ограничивается);
Местные власти постепенно проявляют большую отзывчивость в ответ на протестные акции по поводу оспариваемых пространств (доля "успешных" протестных кейсов относительно неудачных растет), однако все еще часто игнорируются вопросы, связанные с точечной застройкой в жилых кварталах, а также необходимость сохранения памятников архитектуры;
Городской политический режим в г. Екатеринбурге за последние 10 лет претерпел прогрессивные изменения: ведется активная работа с городскими активистами, создан Совет неравнодушных граждан, многие спорные проекты отменяются сразу, еще до активной протестной фазы, чему не помешали даже внешние шоки от пандемии COVID-19 и СВО;
Несмотря на некоторое "смягчение" городского политического режима г. Екатеринбурга в вопросах реагирования на городские конфликты, многие эксперты отмечают, что механизмы взаимодействия власти и гражданского общества еще далеки от идеала: девелоперам стоит активнее работать с общественным мнением, а городским властям - чаще привлекать лидеров гражданского общества к экспертной деятельности;
СВО негативным образом повлияла на протестную активность (многие лидеры протеста уехали за границу, люди испытывают шок и т.д.), что заставляет усомниться в том, что некоторые прогрессивные достижения в г. Екатеринбурге в плане смягчения местного городского политического режима станут долгосрочными; хотя власти еще боятся лишний раз нагнетать обстановку (особенно на фоне объявленной частичной мобилизации), затягивание внешних шоков и последующие политические репрессии могут поспособствовать ликвидации достижений гражданского общества последних лет.