УДК 322

Степанова Е.А.
Советский атеизм в контексте множественной модерности // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– 2014.– Т. 14. Вып. 2.– С. 67-82.

Трансформация России после Октябрьской революции 1917 г. подразумевала тотальное искоренение религии и замену ее «научным» атеизмом, основанном на уверенности в способности людей быть действующими субъектами исторического процесса. С точки зрения автора, советский атеизм в целом соответствовал типичному для эпохи Просвещения рационализму, который был одним из основных факторов перехода к модерности. Универсализм советского атеизма шел в том же направлении, что и универсалистские притязания теории секуляризации. Советский атеизм можно рассматривать как экстремальный вариант секуляризации, а его анализ позволяет расширить наше понимание сложности и многообразности модерности. В анализе сходства и различия между западной секуляризацией и советским атеизмом автор стремится избежать как идеи полной «замены» религиозного секулярным (и наоборот) в советский период, так и представления о «возвращении» к «подлинному» положению дел в постсоветский период. Сделан вывод о том, что природа постатеистической религии в современной России, так же как и природа постсекулярной религиозности, ясно демонстрирует взаимопереплетение религиозного и светского в эпоху модерности.

Abstract: the transformation of Russia after the October Revolution of 1917 implied the total rejection of religion and its replacement with ‘scientific’ atheism based on the conviction in human beings as the only constructive agents of the historical process. In the authors’ opinion, Soviet atheism generally corresponds to the mainstream of Enlightenment-type rationalism, which was one of the main factors of the transition towards modernity; and the universalism of Soviet atheism goes in the same way as universalist pretentions of secularization theory. In general, Soviet atheism may be viewed as the extreme variation of secularization, and its analysis helps to extend our understanding of complexity and multi-variety of modernity. In analyzing similarities and differences of Western secularization and Soviet atheism, the author tries to avoid both the idea of total ‘replacement’ of the religious by secular (and vice versa) in the Soviet period, and the concept of the ‘return’ to ‘genuine’ state of affairs in post-Soviet times. The author concludes that the nature of the post-atheistic religion in modern Russia, as well as the nature of the post-secular religiosity in general, clearly demonstrates the overlapping of religious and secular in modernity.
Полный текст>>