УДК 1(091) + 347.78

Карташова А.А.
Осмысление понятий «идея», «форма» и «оригинальность» в немецкой философии и их влияние на авторское право // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– Екатеринбург: УрО РАН, 2012.– 2012 Вып. 12.– С. 188-193.

Статья посвящена рассмотрению понятий «оригинальность», «форма» и «идея» применительно к проблематике авторского права. Формирование первых законов об охране результатов творческого труда идет параллельно становлению новоевропейского субъекта как обладателя выраженной индивидуальности. Автор не просто передал витавшие в воздухе идеи читателю, но создал новое содержание, облекая идеи в оригинальную форму. В статье сделана попытка проследить в немецкой философии особенности осмысления понятий, имеющих основополагающее значение для авторского права. Понятия «идеи» и «формы» у И. Канта тесно связаны с творческой способностью воображения. Оригинальность присуща как формам, так и идеям, но если оригинальность идеи в ее гениальности, то оригинальность формы целиком заслуга дальнейшей работы воображения писателя. Г.В.Ф. Гегель высказывался о сложности определения границ добросовестного использования произведений, так как неизбежно возникает цепь заимствований, цитирований, повторений. Оригинальная форма произведения подлежит охране авторским правом. Напротив, идеи принципиально не охраняются и потому свободно распространяются.

the article deals with the concepts of “originality”, “form” and “idea” in terms of their relationship to the problem of copyright. Formation of the first laws on the protection of creativity parallels the formation of modern European entity as the holder of individuality. The author does not just hover to the reader ideas, which convey in the air, but creates new content, putting ideas in their original form. The article makes an attempt to trace German philosophical concepts, which are especially important for the copyright. The concepts of “ideas” and "forms" in Kant's philosophy are closely related to the creative ability of the imagination. Originality is inherent in both forms and ideas – but if the originality of idea is in its geniality, the originality of form is entirely the merit of the work of imagination of the writer. G.V.F. Hegel spoke about the difficulty of defining the boundaries of the fair use of works, because inevitably there is a chain of debt, citations, repetitions.The original form of the work is the subject of protection by copyright. On the contrary, the idea could not be protected in principle, and therefore it is freely available.
Полный текст>>