«Слепая зона» общественного мнения: концепция пропаганды Уолтера Липпмана
УДК 32.019.5
Белоусов А.Б. «Слепая зона» общественного мнения: концепция пропаганды Уолтера Липпмана // Дискурс-Пи. 2024. Т. 21. № 3. С. 60-75. DOI: 10.17506/18179568_2024_21_3_60.
Статья посвящена концепции пропаганды Уолтера Липпмана. Понятие пропаганды у Липпмана традиционно остается в тени другого более известного термина, введенного им в оборот – общественного мнения. Исследования пропаганды имеют особую ценность в текущий момент, поскольку из-за происходящих событий объемы пропаганды и ее влияние на общественно-политическую атмосферу существенно увеличились. Среди исследователей, которые впервые обратили внимание на пропаганду, включая Эдварда Бернейса, Гарольда Лассуэлла и Артура Понсонби, Уолтер Липппман был первым, кто написал о ней. Однако его влияние на исследования пропаганды, как правило, недооценивается. В статье показывается, что и Лассуэлл, и Бернейс, и Понсонби в той или иной степени выполняли исследовательские задачи, впервые поставленные Липпманом. В статье анализируется понимание пропаганды в ключевой работе Липпмана «Общественное мнение», а также в других его послевоенных работах, таких как «Политическая сцена; эссе о победе 1918 года» (1919), «Свобода и новости» (1920), «Призрак общественности» (1927), которые остаются непереведенными на русский язык и по сей день. Также впервые в российской политической науке исследуется биографический контекст работ Липпмана, а именно его опыт работы пропагандистом в Европе в 1918 году. Было выяснено, что, получив негативный опыт работы в сфере пропаганды и проиграв аппаратную конкуренцию главе американского пропагандистского ведомства Джорджу Крилу, Уолтер Липпман перенес свои антипатии на «фигуру пропагандиста», которую в своих работах награждает самыми яркими негативными эпитетами. Тень этого отношения падает и на саму пропаганду, которая, будучи главным механизмом формирования общественного мнения, фактически замалчивается им в «Общественном мнении», превращаясь в ее «слепое пятно».
The article examines Walter Lippman’s concept of propaganda, which has traditionally been overshadowed by the more widely recognized concept of public opinion. The relevance of studying propaganda has heightened due to current events that significantly increased both the volume of propaganda and its impact on the socio-political atmosphere. Among the early researchers of propaganda, such as Edward Bernays, Harold Lasswell, and Arthur Ponsonby – Lippmann was the first to articulate its complexities. However, his contribution to propaganda research is often underestimated. This article asserts that Lasswell, Bernays, and Ponsonby addressed the research tasks initially proposed by Lippmann. The analysis focuses on Lippmann’s understanding of propaganda in his seminal work, Public Opinion, as well as in his subsequent post-war writings, including The Political Scene: an Essay on the Victory of 1918 (1919), Liberty and News (1920), and The Phantom Public (1927), all of which remain untranslated into Russian. For the first time in Russian political science, the biographical context of Lippman’s works is explored, particularly his experiences as a propagandist in Europe in 1918. The study reveals that after encountering negative experience in the field of propaganda and losing the material competition to George Creel, the head of the American propaganda department, Walter Lippman transferred his antipathies into the figure of “propagandist”, attributing to it the most vivid negative epithets in his writings. This disdain casts a shadow over propaganda, which serves as a primary mechanism for shaping public opinion, but is ultimately relegated to a “blind spot” in Lippmann’s Public Opinion.
пропаганда, общественное мнение, Первая мировая война, стереотип, связи с общественностью
propaganda, public opinion, World War I, stereotype, public relations