Две новые аксиомы рационалистической эпистемологии (взаимосвязь доказуемости, истинности, невыразимости, непоколебимой веры и неопровержимого знания: Г. В. Лейбниц; К. Гёдель; А. Тарский; Дж. Мур)
УДК 1 (091) + 16
Лобовиков В.О. Две новые аксиомы рационалистической эпистемологии (взаимосвязь доказуемости, истинности, невыразимости, непоколебимой веры и неопровержимого знания: Г. В. Лейбниц; К. Гёдель; А. Тарский; Дж. Мур) // Научный журнал "Дискурс-Пи". 2016. № 2 (23). С. 82-88.
В систему аксиом рационалистической эпистемологии априорного знания добавляются еще две аксиомы. Первая – принцип классической логической семантики А. Тарского: «р» истинно», если и только если р (где р – некое высказывание). Вторая аксиома – принцип эквивалентности (неопровержимого знания, что р) и (непоколебимой веры, что р). Именно на основании этого (второго) принципа пресловутое предложение Дж. Мура воспринимается как парадокс. В настоящей статье указанные две аксиомы включаются в то подмножество множества аксиом философской эпистемологии как системы, которое характеризует (определяет) априорное знание. В истории философии и логики обе указанные выше аксиомы подвергались критике, которая в некотором отношении справедлива: имеется в виду отношение к эмпирическому знанию (апостериори). Принципы(общие положения), на основании которых эта критика является действительно справедливой, включаются в данной статье в число аксиом философской эпистемологии, характеризующих (определяющих) эмпирическое (апостериорное) знание.
Two new axioms are added to the system of rationalistic epistemology of a-priori knowledge. The first is the principle of classical logic semantics of A. Tarski: «р» is true», if and only if p (where p is a proposition). The second axiom is the principle of equivalence of (irrefutable knowledge that р) and (not-revisable belief that р). Just on the basis of this (second) principle the notorious sentence
of G. Moore is perceived as a paradox. In the present article the indicated two axioms are included into that subset of the set of axioms of philosophical epistemology system which subset characterizes(defines) a-priori knowledge. In the history of philosophy and logic both above-indicated axioms were objects of the critique which is in some relation reasonable: the relation to empirical knowledge is implied here. In this paper the principles (general statements) on the basis of which the critique is actually reasonable are included into that subset of axioms of philosophical epistemology which subset characterizes (defines) empirical (a-posteriori) knowledge.