Медиа-репрезентации памяти: доминирующие коды прочтения травматичных событий в интернет-пространстве
УДК 304.444
Зубанова Л.Б. Медиа-репрезентации памяти: доминирующие коды прочтения травматичных событий в интернет-пространстве // Научный журнал "Дискурс-Пи". 2020. № 4 (41). С. 26-39. DOI: 10.24411/1817-9568-2020-10402.
В статье рассматривается актуальный исследовательский дискурс осмысления прошлого – медиатизация памяти, и, в частности, виртуальный memory-нарратив. Цифровая память анализируется на пересечении двух основных потоков: стихийной памяти (отраженной в пользовательском контенте) и регулируемой мобилизации воспоминаний (целенаправленные стратегии создания и трансляции оформленного образа прошлого).
Цель статьи – проанализировать особенности восприятия травматичных событий в истории России, воплощенных в медиапроектах популярных российских интернет-журналистов и блогеров. Базой исследования выступили три интернет-проекта, посвященные истории сталинских репрессий (фильм блогера Юрия Дудя** «Колыма – родина нашего страха»), событиям Великой Отечественной Войны (фильм журналиста Алексея Пивоварова** «Ржев – русская долина смерти») и военной операции Советского Союза в Афганистане (фильм журналиста Катерины Гордеевой** «Афган. Человек (не) вернулся с войны»). Анализ восприятия медиапроектов аудиторией основан на методах и процедурах количественно-качественной интерпретации комментариев пользователей на YouTube-каналах «вДудь»***, «Редакция» и «ещенепознер».
На первом этапе исследования выделены количественные показатели внимания аудитории к трем фильмам: количество просмотров, общее количество комментариев, количество положительных и отрицательных реакций пользователей.
Второй этап анализа связан с содержательной локализацией внимания аудитории в отношении транслируемого медиа-контента – выявлением смысловых фрагментов внутри фильмов, на которые в большей мере концентрируется внимание интернет-пользователей. На основе выборочной оценки 1000 комментариев по каждому фильму, выделены memory-нарративы, отражающие ключевой посыл сообщения: актуализация памяти, искажение памяти, дань памяти, память жертв, негативная память, носители памяти, автобиографическая память, обновленная память.
По результатам распределения выделенных memory-нарративов делаются выводы о коммуникативной памяти аудитории как коллективного актора, для которого характерным становится транзитное состояние сознания: актуализация и противоречивость прочтения событий прошлого.
The article discusses the discourse research of understanding the past the mediatization of memory and, in particular, the virtual memory-narrative. Digital memory is analyzed at the intersection of two main streams: natural memory (reflected in user content) and regulated mobilization of memories (targeted strategies for creating and broadcasting a decorated image of the past). The purpose of the article is to analyze the features of the traumatic events perception in the history of Russia, embodied in the media projects of popular Russian online journalists and bloggers. The study was based on three Internet projects devoted to the history of Stalinist’s repressions (the film of blogger Yuri Dood** «Kolyma is the birthplace of our fear»), to the events of the Eastern front (the film of journalist Alexei Pivovarov** “Rzhev is the Russian Valley of Death”) and to the military operation of Soviet Union in Afghanistan (the film by the journalist Katerina Gordeeva** “Afghan. Man (not) returned from the war”).
The audience perception analysis of media projects is based on methods and procedures of “quantitatively and qualitatively” interpreting user comments on the YouTube channels “vDood”***, “Redaktsia” and “eschenepozner”. At the first stage of the study, quantitative indicators of audience attention to three films were identified: the number of views, the total number of comments, the number of positive and negative reactions of users.
The second stage of the analysis is related to the meaningful localization of the audience’s attention in relation to the broadcast media content - the identification of semantic fragments inside the films, which are more focused on the attention of Internet users.
Based on a selective assessment of 1000 comments for each film, memory narratives that reflect the key message are selected: memory actualization, memory distortion, memory tribute, victims’ memory, negative memory, memory carriers, autobiographical memory. Based on the results of the distribution of allocated memory-narratives, conclusions about the communicative memory are drawn from the audience working as a collective actor, for which the transitory state of consciousness becomes it’s characteristics: actualization and inconsistency in reading past events.
*Статья выполнена в рамках проекта № 18-011-00658 Российского фонда фундаментальных исследований.
**Признаны иностранными агентами / Recognized as foreign agents
***СМИ, выполняющее функции иностранного агента / media that performs the functions of a foreign agent
медиатизация памяти, цифровая память, интернет-проекты, пользовательский контент, memory-нарративы, образ прошлого
memory mediation, digital memory, Internet projects, user-generated content, memory-narratives, the image of the past