Некоторые главы из теории о неожиданной мировой истории. Часть II
УДК 323+325.3
Кисс Э. Некоторые главы из теории о неожиданной мировой истории. Часть II // Научный журнал "Дискурс-Пи". 2020. № 3 (40). С. 153-170. DOI: 10.24411/1817-9568-2020-10310.
Триумфальный путь развития социального государства породил легитимный характер новой социальной и ментальной реальности. Дальнейший упадок социального государства также породил новую реальность, при которой стало происходить накопление разнообразных легитимностей, связанных с расцветом неолиберализма. Третий Путь – это своеобразный ответ социал-демократии на новую политическую ситуацию в мире, сложившуюся после 1989 года, ответ, который предполагал создание некоего долгосрочного партнерства сторонников социального государства с неолиберальным режимом, устанавливающим новый гегемонистсткий экономический и политический миропорядок.
Либерализм рассматривается в современных дискуссиях как выражение определенной системы ценностей. В настоящее время наибольшее внимание уделяется новому монетаристскому или экономическому либерализму. Социализм 70-х и 80-х годов был тем объектом, против которого объединились классический политический либерализм прав человека и новый монетаристский либерализм. Сторонники социального государства не смогли распознать эту новую ситуацию.
Далее мы выдвигаем гипотезу о существовании трех «обществ» в современном глобальном мире. «Первое общество» – это общество до 1989 года, для которого главной ценностью выступало развитие социального государства. «Второе общество» мы определяем как отрицание «первого», то есть как общество господства монетаристского неолиберализма. Основы для появления «третьего общества» мы видим в новом политическом классе или элите. «Третье общество» возникает как возрождение некоторых черт «первого общества». «Второе общество», возникшее после 1989 года, в настоящее время испытывает первые глобальные потрясения, связанные с возникновением нового мирового порядка.
The triumphant way of the social state in the direction of the providing of a legitimacy constituted a new social and mental reality. This is for us much relevant because the decline of the social state also produced a new reality. Like during the construction of the social state, an accumulation of the miscellaneous legitimizations goes on, it was therefore necessary to bring on the scene the same entire pallet of the delegitimization. The Third Way is the answer of the social democracy to the new situation. An answer that offers a longterm partnership, if we want, a political marriage to the neoliberalism of an economical and political world order, which is already considered as hegemonic.
The liberalism appears in every point and as a personification of every value in the current discussions. The greatest problem in the present to set the liberalism identical to the monetarist economical system. Precisely the really existing socialism of the 70-s and 80-s averred as the subject against which a classical political liberalism of the human rights and a new economical liberalism could unit. The real socialism has not “misunderstood” this new situation. It has simply not recognized it.
We draw further up a hypothesis about three “societies” of actual global world. The first society would be the society of the good will itself, for which the value-oriented life of this year (1989) can no more become an open problem. We define the second society as the one, which is fundamentally not constituted by the above described good will. We see the third society in that political class or elite, which power has been built on the year 1989.
The “third” society is the object of the self-identification of the “first”, the “first” is the product of the year 1989. The “second” society lived after 1989 rather long in the shade; its emancipation began after the first elementary shakes of the new world order.
глобализация, государство всеобщего благосостояния, третий путь, монетаризм, неолиберализм, государственный департамент, различие, саморазрушительное измерение глобализации, три общества глобального времени
globalization, welfare state, Third Way, Monetarism, Neoliberalism, state dept, the difference, self-destructive dimension of the globalization, three societies of global time