Концепция «христолюбивого воинства» в российском богословском и философском дискурсах XIX в. как феномен политики памяти
УДК 172.4+241.13
Луньков А.С. Концепция «христолюбивого воинства» в российском богословском и философском дискурсах XIX в. как феномен политики памяти // Научный журнал "Дискурс-Пи". 2020. № 3 (40). С. 101-111. DOI: 10.24411/1817-9568-2020-10307.
Проблема соотношения идеалов христианской этики и реальной политики возникла практически сразу с появлением христианства. В XIX веке в Российской Империи этот вопрос вновь стал актуален в связи с частыми войнами и попытками государства использовать православие и армию в качества средств идеологического воспитания, и даже перевоспитания граждан. При этом решение этой проблемы было сопряжено с рядом богословских, философских и мировоззренческих вопросов. На большинство из них попыталась ответить концепция «христолюбивого воинства», которая активно стала формироваться в российском богословском и философском дискурсах в XIX веке. В частности, богословский и религиозно-просветительский аспект данной проблемы поднимался в трудах таких деятелей Русской Православной Церкви, как святитель Иннокентий (архиепископ Херсонский и Таврический). Светскую философскую критику и попытку богословского ответа с точки зрения «новой религии» попытался дать Л. Н. Толстой и его последователи.
The problem of correlation of the ideals of Christian ethics and real politics arose almost immediately with the advent of Christianity. In the 19th century in the Russian Empire, this issue again became relevant in connection with frequent wars and attempts by the state to use Orthodoxy and the army as an instrument of ideological education and, even, re-education, of citizens. Moreover, the solution to this problem was fraught with a number of theological, philosophical and worldview issues. The concept of the “Christloving host”, which actively began to take shape in Russian theological and philosophical discourses in the 19th century, tried to answer most of them. In particular, the theological and religious-enlightening aspect of this problem was raised in the writings of such figures of the Russian Orthodox Church as St. Innocent (Archbishop of Kherson and Tauride). Secular philosophical criticism and an attempt at a theological answer from the point of view of the “new religion” were attempted by Leo Tolstoy and his followers.
*Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 20- 18-00240).
нравственное богословие, христолюбивое воинство, святитель Иннокентий, Л. Н. Толстой
moral theology, Christ-loving Host, Saint Innocent, Leo Tolstoy