Современные массмедиа о событиях Второй мировой войны: структурный анализ дискурса вражды
УДК 167.7-81’42-392.77
Фурсов К.К. Современные массмедиа о событиях Второй мировой войны: структурный анализ дискурса вражды // Научный журнал "Дискурс-Пи". 2020. № 3 (40). С. 74-87. DOI: 10.24411/1817-9568-2020-10305.
Целью данного исследования является выявление структурных элементов «дискурса вражды» массмедиа на примере исторического дискурса современной политики национальной памяти относительно событий Второй мировой войны. Используется методология комплексного структурного дискурс-анализа. Задающим структурные элементы медиадискурса вражды является жанр. В статье осуществляется типология жанров «дискурса вражды» массмедиа. Спецификой «дискурса вражды» массмедиа является коммуникативная стратегия поляризации и выраженная эмоционально-экспрессивная риторика. В рамках политики национальной памяти, относящейся к событиям Второй мировой войны, выделяется такой элемент «дискурса вражды», как «образ врага». Эмоционально-экспрессивные элементы выражаются посредством лингвистических средств.
Структурный анализ дискурса вражды осуществляется на примере публикаций массмедиа о событиях Второй мировой войны. Были проанализированы 7 отечественных и зарубежных публикаций. Для анализа была выработана собственная методика. Ключевой особенностью дискурса вражды массмедиа о событиях Второй мировой войны стал жанр аналитической статьи. При анализе структурных элементов дискурса публикаций массмедиа делается вывод о том, что в них отсутствуют однотипные элементы «дискурса вражды». С точки зрения содержания публикаций «дискурс вражды» можно разделить на три типа: дискурс исторической правды, дискурс сложности истории с обвинением сторон в предвзятости, дискурс борьбы с навязыванием исторических противоречий. Спецификой дискурса публикаций как дискурса вражды становится речевой оборот обвинения, подчёркивание образа врага через экспрессивные средства. Проанализированные статьи массмедиа можно отнести к «дискурсу вражды». Была выделена типология «дискурса вражды» массмедиа – по цели и по содержанию. Дискурс по цели определяется стратегией противостояния, а дискурс по содержанию – наличием ключевых элементов – лексики и риторических приёмов.
The aim of the study is to identify the structural elements of the “discourse of enmity” of the media on the example of the historical discourse of the modern policy of national memory on the events of the Second World War. The methodology of complex structural discourse analysis is used. The genre is the defining structural element of the media discourse of enmity. The article provides a typology of the genres of “discourse of enmity” of the media. According to the events of the Second World War, within the framework of the national memory policy, there is such an element of “discourse of hostility” as the “image of the enemy”. Emotionally expressive elements are expressed through linguistic means.
Structural analysis of the “discourse of enmity” is carried out on the example of media publications on the events of the Second World War. Seven domestic and foreign publications were analyzed. For analysis, our own methodology was developed. A key feature of the “discourse of enmity” of the media on the events of the Second World War was the genre of an analytical article. When analyzing the structural elements of the discourse of media publications, it is concluded that there are no similar elements of the “discourse of enmity”. From the point of view of the content of publications, the “discourse of enmity” can be divided into three types: the discourse of historical truth, the discourse of the complexity of history with the accusation of bias by the parties, the discourse of the struggle against the imposition of historical contradictions. The specificity of the discourse of publications as the “discourse of enmity” is the speech of the accusation, emphasizing the image of the enemy through expressive means. The analyzed media articles can be attributed to the “discourse of enmity”. A new typology of the “discourse of enmity” of the media was singled out - by purpose and content. The discourse on the goal is determined by the strategy of confrontation and the discourse of content by the presence of key elements - lexis and rhetorical means
дискурс-анализ, медиадискурс, дискурс вражды, массмедиа, образ врага, структура дискурса
discourse-analyses, media-discourse, discourse of enmity, mass-media, image of enemy, structure of discourse