Репрезентация Великой Отечественной войны в сетевых сообществах
УДК 130.12
Головашина О.В. Репрезентация Великой Отечественной войны в сетевых сообществах // Научный журнал "Дискурс-Пи". 2020. № 3 (40). С. 26-39. DOI: 10.24411/1817-9568-2020-10302.
Статья посвящена особенностям образа Великой Отечественной войны в интернет-сообществах. На первом этапе работы автор предлагает дефиницию сетевых сообществ, рассматривает их характерные признаки и отличия от социальных сетей, затем, на основе полученных выводов, анализирует, как особенности сетевой коммуникации определяют репрезентацию Великой Отечественной войны. Этот анализ позволяет автору сделать некоторые выводы о перспективах появления новых версий прошлого, способных конкурировать с государственной политикой памяти, а также о динамике коммуникативной и культурной памяти и возможности digital network memory в России. При анализе высказываний в сетевых сообществах использовались теория речевых актов Дж. Остина и концепция различения текстов по линии «информативность–предсказуемость» Ю. М. Лотмана в трактовке Ю. Меламед. Источниками для статьи послужили сайты движений «Бессмертный полк» и «Бессмертный полк России», а также интернет-страницы четырех региональных отделений этих движений. Анализ источников с опорой на полученные ранее теоретические выводы позволил прийти к следующим результатам: 1. Интернет-сообщества часто вместо образа Великой Отечественной войны используют образ Победы, что соответствует содержанию официальной политики памяти. 2. Для большинства современных россиян основным языком описания событий Великой Отечественной войны продолжает оставаться дискурс советской пропаганды, транслирующий ранее сложившийся образ Победы. 3. Переход к дискурсу культурной памяти применительно к образу Великой Отечественной войны осложняется распространением официального дискурса даже в личных воспоминаниях и отсутствием экспертов, которых сообщество признает носителями культурной памяти. 4. Автор считает, что применение технологий digital network memory может в итоге породить альтернативные версии официальной политике памяти (в качестве контрпамяти по Фуко). Однако в исследуемых сетевых сообществах они, скорее всего, будут использоваться официальными акторами в своих целях.
The article is devoted to the peculiarities of the image of the great Patriotic war in Internet communities. At the first stage of the work, the author offers a definition of network communities and considers their characteristic features and differences from social networks. Then, based on the obtained conclusions, the author analyzes how the features of network communication determine the representation of the Great Patriotic war. This analysis allows the author to draw some conclusions about the prospects for the emergence of new versions of the past that can compete with the state policy of memory, as well as about the dynamics of communicative and cultural memory, and about the possibility of digital network memory in Russia. In the analysis of statements in online communities, their used the theory of speech acts by D.Austin and the conception of the texts distinction according to the line “informationality – predictability”, taken from Y. M. Lotman in the interpretation of Y. Melamed. The sources for this article are the websites of the «Immortal regiment» and «Immortal regiment of Russia» movements, and also the pages of four regional branches of these movements. Analysis of sources based on previously obtained theoretical conclusions allowed us to come to the following results: 1. In Internet-communities often instead of the image of the Great Patriotic war the image of Victory is used that corresponds to the content of the official memory policy. 2. For most modern Russians, the main language for describing the events of the great Patriotic war continues to be the discourse of Soviet propaganda, which translates the previously formed image of Victory. 3. the Transition to the discourse of cultural memory in relation to the image of the great Patriotic war is complicated by the spread of official discourse, even in personal memories, and the absence of experts who are recognized by the community as carriers of cultural memory. 4. The author believes that the use of digital network memory`s technologies may eventually give rise to alternative versions of the official memory policy (as a countermemory by Foucault). However in the network communities studied they are more likely to be used by official actors for their own purposes.
*Статья выполнена в рамках проекта № 18-011-00658 Российского фонда фундаментальных исследований.
День Победы, Великая Отечественная война, коммуникативная память, культурная память, digital network memory, сетевые сообщества
Victory day, the Great Patriotic war, communicative memory, cultural memory, digital network memory, network communities