Манипулирование социальным поведением в условиях цифровой среды
УДК 327
Виловатых А.В. Манипулирование социальным поведением в условиях цифровой среды // Научный журнал "Дискурс-Пи". 2020. № 2 (39). С. 149-164. DOI: 10.24411/1817-9568-2020-10210.
Целью настоящей статьи является анализ научной мысли и современных политических технологий в сфере информационно-психологического воздействия на массовое сознание в условиях становления цифровой социально-политической реальности, что обусловлено широким, но мало изученным потенциалом применения современных инноваций в области коммуникационных технологий в политических целях. Теоретическую основу составляют основные идеи и положения политологии и социологии. Изучение поведения масс и личности в условиях цифровой реальности обусловило обращение к инструментарию психологической науки, в частности «Пятифакторной модели» Г. Оллпорта, Р. Кэттела и пр. Кроме того, в статье приведены идеи теории подталкивания, предложенной зарубежными учеными Р. Талером и К.Санстейном. Для обоснования массового иррационального поведения в условиях цифровой среды, способного вызвать непредсказуемые колебания социальной деятельности вплоть до перетекания общественного недовольства из виртуальной среды в реальную социально-политическую плоскость, используется концепция симметрии заблуждений. Набор междисциплинарных концепций позволил автору предложить взаимосвязанную сетку когнитивных искажений, во многом определяющих эффективность информационно-психологического воздействия на массовое сознание в сети Интернет, в результате чего в статье раскрыты феномены коммуникации, присущие социальным взаимодействиям в условиях цифровой реальности. Применение междисциплинарных теорий в контексте исследования проблемы формирования общественного мнения и воздействия на массовое сознание в условиях цифровой среды позволило обосновать такие технологии информационно-психологического воздействия, как таргетирование, астротурфинг, троллинг, надж. Автор приходит к выводу о нарастающих перспективах становления качественно новой декомпозиции отношений между властью и обществом ввиду все более активного использования преимуществ трансграничного интернет-пространства для подготовки общественного мнения к принятию важных политических решений.
The purpose of the article is to analyze scientific thoughts and modern political technologies in the field of information-psychological impact on the mass consciousness. This is important at the time of socio-political reality digitalization because modern innovations in the field of communication technologies have wide applying for political purposes. The theoretical basis of the article lies of the ideas and principles of political science and sociology. Studying mass and individual behavior in digital reality led by means of psychological science. In the article there are also presented the ideas of nudge theory (R. Thaler, K. Sanstein). By the means of the “symmetry of delusions” concept (proposed by Russian economist Vladimir Milovidov) the author analyzes if irrational behavior in the digital environment can cause unpredictable fluctuations of social activity up to public discontent flowing from virtual environment into reality. This approach allowed the author to propose an interconnected network of cognitive distortions, which largely determine the effectiveness of the information-psychological impact on mass consciousness in the Internet. The interdisciplinary theory basis helped to reveal targeting, astroturfing, trolling, nudge in the context of public opinion forming at the time of digitalization social-political connections. The author comes to the conclusion that there are growing prospects for a qualitatively new decomposition of future relations between government and society.
информационно-психологическое воздействие, Интернет, цифровая среда, массовое сознание, когнитивные искажения, симметрия заблуждений, надж, астротурфинг, таргетинг, троллинг
information and psychological impact, Internet, digital environment, mass consciousness, cognitive distortions, symmetry of delusions, nudge, astroturfing, targeting, trolling