Библейские образы как константы религиозного дискурса (на примере апокрифической литературы)
УДК 659.4
Воробьева С.Н., Селезнева Л.В. Библейские образы как константы религиозного дискурса (на примере апокрифической литературы) // Научный журнал "Дискурс-Пи". 2020. № 1 (38). С. 34-49. DOI: 10.24411/1817-9568-2020-10103.
В статье в рамках дискурсологического подхода проводится анализ библейских образов, представленных в апокрифе «Хождение Агапия в рай».
Библейские образы представляют собой константы религиозного дискурса. Именно через них в прямой или завуалированной форме транслируются религиозные ценности, ценности веры. Семантико-символическое содержание библейских образов раскрывает скрытый духовно-нравственный смысл текста, связанный с идеей спасения человека, основные христианские истины. Апокрифы не являются основным жанром религиозного дискурса. Они относятся к легкому занимательному чтению, но при этом они призваны были выполнять общую с религиозной литературой духовную работу.
Задача настоящего исследования заключается в том, чтобы показать, какое место отводится библейским образам в апокрифе и какую роль они сыграли в передаче и распространении богословских знаний и истин, в формировании мировоззренческого сознания древнерусского человека.
Данный апокриф входит в тематический апокрифический цикл рассказов о рае. В основе анализа лежит аллегорический способ толкования текста, раскрывающий символический смысл образов. Его особенность заключается в том, что рассмотрение явлений окружающего мира дается через призму религиозных представлений, связанных и определяющихся вероучением, системой конкретных положений: признание Бога как высшего Начала, являющегося причиной бытия всего сущего, убеждением в способности человека к общению и единению с Ним как в этой, так и в будущей жизни через веру, основанную на системе научных знаний о Боге, религиозных догматах и заповедях, которые в скрытой форме присутствуют и в апокрифической литературе.
The article analyzes the biblical images presented in the Apocrypha “The walk of Agapius to Paradise” within the framework of a discoursological approach.
Biblical images are constants of religious discourse. It is through them that religious values, the values of faith, are transmitted in a direct or veiled form. The semantic and symbolic content of the biblical images reveals the hidden spiritual and moral meaning of the text associated with the idea of human salvation, the main Christian truths. Apocrypha is not the main genre of religious discourse. They belong to easy entertaining reading, but at the same time they were intended to perform spiritual work in common with religious literature.
The purpose of this study is to show what place is given to the biblical images in the Apocrypha and what role they played in the transmission and dissemination of theological knowledge and truths, in the formation of the worldview of ancient Russian people.
This Apocrypha is included in the thematic apocryphal cycle of stories about Paradise. The analysis is based on an allegorical way of interpreting the text, revealing the symbolic meaning of the images. Its peculiarity lies in the fact that the consideration of the phenomena of the world is given through the prism of religious ideas, bound and determined creed, system of specific provisions: the recognition of God as a Supreme principle that isthe cause of existence of all things, a belief in the ability of man to fellowship and Union with Him both in this world and in the hereafter through faith, based on the system of scientific knowledge about God, religious dogmas and commandments, which in latent form
is present in the apocryphal literature.
апокриф, аллегория, дискурс, религиозный дискурс, библейский образ, константы, символ, Бог
apocrypha, allegory, discourse, religious discourse, biblical image, constants, symbol, God