Политологическое образование в современных российских вузах (2017–2021 гг.)
УДК 323
Бронников И.А., Цыбряева М.В. Политологическое образование в современных российских вузах (2017–2021 гг.) // Научный журнал "Дискурс-Пи". 2021. Т. 18. № 4. С. 125-140. DOI: 10.17506/18179568_2021_18_4_125.
В настоящее время интерес к политологическому образованию проявляется как со стороны государства, так и со стороны социума. Постматериальные потребности современного мира в совокупности с усиливающимися процессами политизации основных сфер жизнедеятельности человека определяют актуальность развития конкретного образовательного направления. Цель данной статьи заключается в выявлении образовательных и профориентационных тенденций ведущих университетов России, реализующих направление подготовки «Политология». На основе сравнительного анализа основных образовательных программ и учебных планов по направлениям подготовки 41.03.04 и 41.04.04 авторами выделены их отличительные характеристики. Хронологические рамки исследования включают 2017–2021 гг.: с момента вступления в силу федерального государственного образовательного стандарта 3++ по настоящее время. При проведении исследования использован ряд научных методов и принципов современной политической науки. Институциональный метод дал возможность определить основные государственные механизмы и инструменты реализации и регулирования политологического образования в вузах на современном этапе. Применялся качественный и количественный контент-анализ сайтов высших учебных заведений и органов власти. Проанализированы главные методические документы 10 ведущих вузов России по направлению «Политология». При анализе внедрения отдельных инструментов, регулирующих образовательное пространство России, использовался метод кейс-стади. Авторы статьи подчеркивают возрастающую роль междисциплинарных и инновационных подходов, направлений, проектов научно-образовательной деятельности. Эта тенденция не обходит стороной и политологию, что приводит к симбиотическому взаимодействию политологического знания с разными предметными областями и придает перспективный импульс образовательным проектам по направлению «Политология», способствуя качественному повышению их привлекательности и значимости. Результаты исследования раскрывают характерные тенденции в развитии университетского политологического образования в современной России.
The interest in political science education is currently manifested both by the state and by society. The post-material needs of the modern world coupled with the increasing processes of politicization of the main spheres of human life determine the significance of the development of a specific educational direction. The purpose of this article isto identify educational and career guidance trends of Russian leading universities carrying out training in “Political Science”. Based on a comparative analysis of 10 educational programs and their curricula in the directions 41.03.04 and 41.04.04, the authors have revealed their differences and unique characteristics. The chronological framework of the study includes 2017–2021: from the date of entry into force of the federal state educational standard 3++ to the present. The authors rely on a number of scientific methods and principles of contemporary political science. The institutional method helped to determine the main state mechanisms and instruments for the implementation and regulation of political science education at universities at the present stage. Qualitative and quantitative content analysis of the websites of higher educational institutions and authorities was used. The main methodological documents of 10 leading universities of Russia in the direction of “Political Science” were analyzed. When analyzing the implementation of individual tools regulating the educational space of Russia, the case study method was applied. The authors emphasize the increasing role of interdisciplinary and innovative approaches, directions, projects ofscientific and educational activities. This trend does not bypass political science, which leads to a symbiotic interaction of political science knowledge with different subject areas and gives a promising impetus to educational projects in the direction of “Political Science”, contributing to a qualitative increase in their attractiveness and significance. The results of the research reveal the characteristic trends in the development of political science education in contemporary Russian universities.
*Исследование выполнено в рамках Программы развития междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».
политологическое образование, политическая наука, образовательные стандарты, образовательные программы, рейтинги мировых вузов
political science education, political science, educational standards, educational programs, world university rankings