Интернет-технологии в политической коммуникации: вызовы и возможности
УДК 32.019.51+316.77
Русакова О.Ф., Грибовод Е.Г. Интернет-технологии в политической коммуникации: вызовы и возможности // Научный журнал "Дискурс-Пи". 2021. Т. 18. № 3. С. 176-185. DOI: 10.17506/18179568_2021_18_3_176.
На пороге цифрового общества многие социальные институты и субъекты вынуждены трансформироваться под влиянием процессов медиатизации, виртуализации, роста больших объемов данных и цифровых технологий, а также интегрироваться в новую социальную реальность, где стираются границы между реальным и виртуальным. Настоящая статья посвящена аналитическому обзору монографии российского политолога С. В. Володенкова «Интернет-коммуникации в глобальном пространстве современного политического управления: навстречу цифровому обществу». Проведенный анализ позволяет выделить в рецензируемой работе три проблемно-тематических блока. Во-первых, это проблемы, связанные с рассмотрением теоретических аспектов изучения политической коммуникации и политического коммуникативного пространства. Во-вторых, тематика, освещающая феномен политического управления и его особенности в контексте современного интернет-пространства. В-третьих, вопросы, характеризующие стратегии, акторов, ресурсы, технологии и способы информационно-коммуникационного воздействия на общественное сознание, систему ценностей человека в политическом коммуникационном пространстве. При подготовке рецензии на монографию применялись: аналитический метод, категориальный анализ, методы вторичного анализа данных и сравнительный анализ. Автор рецензируемой работы опирается на статистические, социологические и аналитические данные, свидетельствующие об интенсивности процесса цифровизации социума, преобладании в обществе массовых интернет-коммуникаций, распространении информационных ресурсов в политической практике. В монографии предпринята успешная попытка анализа процесса применения интернет-технологий в сфере политических коммуникаций. Выделены и проанализированы основные интернет-технологии, направленные на манипуляцию общественным мнением. Показана практика использования технологий политической пропаганды и методов информационной агрессии в арабских и других странах, а также в политических кампаниях кандидатов в президенты США. Работа будет интересна широкому кругу читателей, поскольку затрагивает становление цифрового общества, на пороге которого находится современная цивилизация.
On the threshold of a digital society, many social institutions and actors are forced to transform under the influence of mediatization, virtualization, big data expansion and digital technologies, as well as they have to integrate into a new social reality, where the boundaries between the real and the virtual are blurred. This article is an analytical review of the monograph by the Russian political scientist Sergey V. Volodenkov “Internet communications in the global space of contemporary political governance: Towards the digital society”. The conducted analysis makes it possible to distinguish three problemthematic blocks in the reviewed work. The first of them is related to the study of theoretical aspects of political communication and political communicative space. The second block covers the phenomenon of political governance and its features in the context of the modern Internet space. The third describes the issues characterizing strategies, actors, resources, technologies and methods of information and communication impact on public conscience, on the human value system in the political communication space. Analytical method, categorical analysis, methods of secondary data analysis, and comparative analysis were used to prepare the review of the monograph. The author of the reviewed work relies on statistical, sociological and analytical data indicating the intensity of digitalization of society, the predominance of mass Internet communications in society, the spread of information resources in political practice. The monograph makes a successful attempt to analyze the process of using Internet technologies in the field of political communications. Main Internet technologies aimed at manipulating public opinion are identified and analyzed. The book shows the practice of using technologies of political propaganda and information aggression in Arab and other countries, as well as in the political campaigns of US presidential candidates. The work is certain to be of interest to a wide range of readers, since it addresses the formation of a digital society, on the threshold of which the modern civilization is.
интернет-технологии, цифровое общество, общественное сознание, СМИ, политическая коммуникация, медиатизация, интернет-коммуникация
Internet technologies, digital society, public conscience, mass media, political communication, mediatization, Internet communication