Институциональное и нормативно-правовое обеспечение развития международного туризма на пространстве Содружества Независимых Государств
УДК 327:338.481.31(575.2)
Каталева К.В. Институциональное и нормативно-правовое обеспечение развития международного туризма на пространстве Содружества Независимых Государств // Научный журнал "Дискурс-Пи". 2021. № 1 (42). С. 176-192. DOI: 10.24412/1817-9568-2021-1-176-192.
Цель статьи – рассмотреть состояние, проблемы и тенденции институционального и нормативно-правового обеспечения формирования единого туристического пространства в рамках Содружества Независимых Государств. Актуальность обращения к этой проблеме обусловлена тем, что международный туризм в настоящее время может быть использован в качестве инструмента решения важных внешнеполитических задач и обеспечения региональных приоритетов, обозначенных в Концепции внешней политики России. В частности, таких как упрочение позиций Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира через углубление евразийских интеграционных процессов; формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами через развитие приграничного сотрудничества государств СНГ и урегулирование разногласий между странами; расширение международного сотрудничества на недискриминационной основе, распространение и укрепление позиций русского языка в мире, популяризация достижений национальной культуры, национального исторического наследия и культурной самобытности народов России, российского образования и науки; содействие развитию конструктивного диалога и партнерства в интересах укрепления согласия и взаимообогащения различных культур и цивилизаций; сохранение общего культурно-исторического наследия стран СНГ, расширения их сотрудничества в гуманитарной, научно-образовательной и культурной сферах.
При написании данной работы обобщен значительный объем политико-правовых документов государств СНГ с помощью методов политико-правового анализа на основе системного, структурно-функционального и компаративистского подходов.
В статье показан действующий инструментарий, используемый государствами-членами СНГ, позволяющий обеспечивать совместное законотворчество стран – участниц, что, безусловно, способствует сближению их позиций и выработке согласованных подходов к развитию международного туризма как многофункционального механизма взаимодействия. Особое внимание уделяется деятельности Межпарламентской Ассамблеи государств – членов Содружества, которая по своей сути является основным актором осуществления государственной политики в сфере международного туризма, в частности, работе постоянной комиссии по культуре, информации, туризму и спорту, входящей в её структуру. Подчеркнуто, что в настоящее время руководство стран СНГ предпринимает новые шаги по развитию двух- и многосторонних отношений в области международного туризма, что непременно влияет на внешнеполитический имидж государств и тем самым способствует укреплению геополитических позиций Содружества на международной арене.
Новизна работы состоит в проведении системного изучения нормативно-правовой и институциональной базы межгосударственного сотрудничества государств СНГ в области международного туризма. Автором дана оценка политико-правового и институционального обеспечения развития туристской сферы на пространстве СНГ как региона с большим туристическим потенциалом. Выделены следующие негативные моменты в развитии туризма: отсутствие единого понятийного аппарата; недостаточность скоординированной интеграционной политики стран Содружества в области развития международного туризма; затягивание формирования общей нормативно-правовой базы; сложности с унификацией национальных институциональных механизмов развития туризма. Обозначены доминирующие тенденции дальнейшего развития межгосударственного сотрудничества стран СНГ в сфере туризма: развитие внутреннего туризма на территории стран СНГ; повышение его конкурентоспособности и экономической эффективности; расширение видов туризма (образовательный, экологический, лечебный, религиозный, этнографический и другие); формирование кадрового потенциала туристической отрасли в государствах СНГ; углубление межгосударственного сотрудничества за счет внедрения новых форм партнерских отношений между национальными туристскими организациями.
The purpose of the article is to consider condition, problems and tendencies of institutional and regulatory supports for formation of single travel area in the framework of the Commonwealth of Independent States. Relevance of addressing this issue is due to the fact that international tourism today may be used as an instrument for solution of important external economic objectives and provision of regional priorities, specified in Constitution of external policy of Russia, in particular, such as of the Russian Federation as one of influential centers of modern world through deepening of Eurasian integration processes; building good-neighborly relations with adjoining states by developing of crossborder cooperation of the CIS countries and regulation of disagreements between countries; extending of international cooperation on non-discrimination basis, spread and reinforcement of standing of the Russian language in the world, popularization of national culture achievements, national historical heritage and cultural authenticity of the Russian nation, Russian education and science; contribution to the development of constructive dialogue and partnership in the interest of reinforcing agreement and mutual enrichment of different cultures and civilizations; preservation of common cultural and historical heritage of the CIS countries, extending their cooperation in humanitarian, scientific-educational and cultural spheres.
When writing this work significant volume of political and legal documents of the CIS countries are generalized by using political and legal analysis methods on the basis of system, structural-fundamental and comparative approaches.
The article shows the current tools used by the CIS member states, allowing to provide the joint law of the participating countries, which certainly contributes to the convergence of their positions and coordinated approach to the development of international tourism as a multi-interaction mechanism. Special attention is paid to the activities of the Inter-Parliamentary Assembly of the Commonwealth Member States, which is essentially the main actor in the implementation of state policy in the field of international tourism, in particular, the work of the Permanent Commission on Culture, Information, Tourism and Sport, which is part of its structure. It was emphasized that the leadership of the CIS countries is currently taking new steps to develop bilateral and multilateral relations in the field of international tourism, which certainly affects the foreign policy image of the states and thereby contributes to strengthening the geopolitical positions of the Commonwealth in the international arena.
The novelty of the work consists in conducting a systematic study of the legal and institutional framework of interstate cooperation of the CIS states in the field of international tourism. The author gives an assessment of the political, legal and institutional support for the development of the tourism sector in the CIS as a region with a great tourist potential. There are identified the following negative aspects of tourism development: the lack of a unified conceptual framework; lack of coordinated integration policy of the Commonwealth in the development of international tourism; the delay in forming a common regulatory framework; the difficulty of harmonizing the national institutional mechanisms for the development of tourism. There are designated the dominant trends
in the further development of international cooperation of the CIS countries in the field of tourism: the internal tourism development on the territory of the CIS countries; the increasing its competitiveness and economic efficiency; the expanding the types of tourism (educational, environmental, medical, religious, ethnographic, etc.); the formation of personnel potential of the tourism industry in CIS countries; the strengthening interstate cooperation by introducing new forms of partnerships between national tourism organizations.
международный туризм, межгосударственное сотрудничество в сфере туризма, внешнеполитический имидж, Содружество Независимых Государств, Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ, задачи внешней политики России, евразийские интеграционные процессы, приграничное сотрудничество стран СНГ, сотрудничество в гуманитарной, научно-образовательной и культурной сферах
International tourism, interstate cooperation in tourism, external policy image, the Commonwealth of Independent States, Interparliamentary Assembly the CIS membersstates, external policy objectives of Russia, Eurasian integration processes, cross-border cooperation of the CIS countries, cooperation in humanitarian, scientific-educational and cultural spheres