Искусственный интеллект: между человечностью и бесчеловечным
УДК 172+177
Попов Д.В. Искусственный интеллект: между человечностью и бесчеловечным // Дискурс-Пи. 2022. Т. 19. № 3. С. 136-156. DOI: 10.17506/18179568_2022_19_3_138.
Искусственный интеллект рассматривается в современной науке и философии не только как венец научно-технического прогресса, но и возможное последнее изобретение человечества. Он может внести в мир человека бесчеловечное, что способно уничтожить человеческую цивилизацию. Целью настоящей статьи является рассмотрение проблемы ответственности человека за бесчеловечные последствия функционирования искусственного интеллекта. Вкачестве источников используются исследования в области философской антропологии, политической философии, биополитики, а также современные дистопии, представленные в литературе, фильмах и телесериалах. Теоретико-методологической основой исследования выступает археология знаний М. Фуко в значении реконструкции различных дискурсивных практик с целью извлечения скрытого содержания, дополненная традиционной диалектикой. Автором статьи рассматриваются локации и формы столкновения человека с бесчеловечным. Подчеркивается, что бесчеловечное обнаруживает себя как действующая извне непреодолимая сила и побочный эффект деятельности самого человека. Люди научились специально выделять пространства для необузданных запредельных страстей. Существенный интерес в данном отношении представляют биополитические и особенно некрополитические пространства. Проведенный анализ показывает, что ответственность за вторжение бесчеловечного несет не искусственный интеллект, а человек. В этой связи возможные негативные эффекты от действий искусственного интеллекта следует относить к антропогенным проявлениям бесчеловечного. Не особый контроль, особый код или особое машинное обучение искусственного интеллекта являются гарантией от вторжения бесчеловечного в жизнь человека, а культивирование человечности в самом человеке.
Artificial intelligence is considered in modern science and philosophy not only as the crown of technological progress but also as a possible last invention of mankind. It can bring the inhumane into the human world that can destroy human civilization. The purpose of the article is to consider the problem of human responsibility for the inhumane consequences of the functioning of artificial intelligence. Research in the field of philosophical anthropology, political philosophy, biopolitics, as well as modern dystopias presented in the literature, movies, and television series are used assources. The theoretical and methodological basis of the research is Michel Foucault’s archeology of knowledge used in the meaning of the reconstruction of various discursive practicesin order to extract hidden content, supplemented by traditional dialectics. The article examines locations and forms of human collision with the inhumane. It is emphasized that the inhumane reveals itself as an irresistible force acting from the outside and a side effect of the activity of humans themselves. People have learned to specifically allocate spaces for unbridled exorbitant passions. Biopolitical and especially necropolitical spaces are of particular interest in this regard. It is concluded that responsibility for the invasion of the inhumane is assigned not to artificial intelligence, but to man. Therefore, possible negative effects from the actions of artificial intelligence should be attributed to anthropogenic manifestations of inhumanity. It is not special control, special code or special machine learning of artificial intelligence that is a guarantee against the invasion of inhumanity into human life, but the cultivation of humanity in humans themselves.
*Доклад был сделан автором на Всероссийской научной конференции с международным участием «Философские контексты современности: искусственный интеллект и интеллектуальная интуиция» (ФИКОС-2022), 25–26 февраля 2022 г., Ижевск, Россия.