Референдум как институт политической партиципации: опыт Швейцарии
УДК 342.573
Аксёнов И.В. Референдум как институт политической партиципации: опыт Швейцарии // Дискурс-Пи. 2022. Т. 19. № 2. С. 118-137. DOI: 10.17506/18179568_2022_19_2_118.
Актуальным трендом развития государственного и муниципального управления в зарубежных странах является увеличение политической инклюзии. Целью статьи является анализ референдума как института политической партиципации на примере Швейцарии, где в среднем каждый год проходит свыше десяти общенациональных плебисцитов – больше, чем во всех остальных странах Европы вместе взятых. Также референдумы организуются на уровне швейцарских кантонов и муниципалитетов. Исследование строится на анализе правовой и организационной базы их проведения. Теоретическую основу составляют актуальные работы отечественных и зарубежных авторов, изучающих опыт Швейцарии в общеевропейском контексте. Эмпирической базой выступают правовые акты Швейцарии и данные о референдумах, предоставляемые Федеральной канцелярией. Особое внимание в статье уделяется ситуации с плебисцитами в швейцарских кантонах: сравниваются допустимые типы голосований и особенности их реализации. Анализируются отдельные резонансные голосования, например, по вопросу миграции и запрета строительства минаретов. Делается вывод о том, что референдум не является самоценным институтом политической партиципации, однако он способствует формированию определенной электоральной культуры. Ее основными характеристиками выступают невосприимчивость к популизму, высокий интерес к политике, серьезное отношение к процессу принятия политических решений. В заключительной части статьи автор подчеркивает, что опыт Швейцарии является автохтонным, его прямое копирование не представляется возможным. В то же время общие принципы, заложенные в швейцарские референдумы, могут быть применены в других странах.
The current trend in the development of public and municipal administration in foreign countries is an increase in political inclusion. The article is aimed at analyzing the referendum as an institution of political participation on the example of Switzerland, where on average over 10 national referendums are held annually – more than in all other European countries combined. Referendums are also organized at the level of Swiss cantons and municipalities. The study is based on the analysis of the organizational and legal framework of their implementation. The theoretical basis of the research is made up of relevant works of domestic and foreign authors researching the Swiss experience in a pan-European context. The empirical basis is the legal acts of Switzerland and data on referendums provided by the Federal Chancellery. The article pays special attention to the situation with plebiscites in the Swiss cantons: the available types of voting and the peculiarities of their implementation are compared. The author analyzes some high-profile referendums, for example, on the issue of migration and the ban on the construction of minarets. It is concluded that the referendum is not an inherently valuable institution of political participation, but it contributes to the formation of a certain electoral culture. The main features of this culture are immunity to populism, high interest in politics, and a serious attitude to the political decision-making process. In the final part of the article, it is emphasized that the Swiss experience is autochthonous, so its direct copying seems impossible. However, the general principles laid down in the Swiss referendums can be applied in other countries.
Швейцария, политическая партиципация, референдум, обязательный референдум, факультативный референдум, народная инициатива
Switzerland, political participation, referendum, mandatory referendum, optional referendum, popular initiative