Священнослужители в партизанском движении в годы Великой Отечественной войны
УДК 262.1+322+94+355.48
Латышев Д.М. Священнослужители в партизанском движении в годы Великой Отечественной войны // Дискурс-Пи. 2022. Т. 19. № 2. С. 88-103. DOI: 10.17506/18179568_2022_19_2_88.
В статье характеризуются дилеммы и основания морального выбора православных священнослужителей, которые сотрудничали с партизанами в период Великой Отечественной войны. Для анализа поведения священников и реконструкции их миссии на основе имеющихся биографических сведений используются не только концепты православной этики, но и теоретико-методологические наработки Дж. Зигона, А. Страусса, Дж. Корбин. В результате проведенного анализа автор статьи приходит к следующим выводам. Этика войны священников была частично обусловлена специфическим этосом партизан, которые оказывали влияние на деятельность клириков на оккупированных фашистами территориях. Главной миссией священника являлось сохранение своего прихода, в который входили и мирные жители, и партизаны. В условиях оккупации священники воспринимали партизан как «воинство героев», которые наказывали фашистских «безбожников и бандитов». Борьба с фашистами осмысливалась священниками через гуманистические концепты «борьбы за мир на земле» и «борьбы за гуманистические идеалы», которые дополнялись православным принципом «любви к ближнему» и такими концептами войны, как «защита святынь» и «сохранение единства верующих». Поэтому конкретный священник олицетворял взаимодействие на определенной территории нескольких политических и военных институтов – Русской Православной Церкви, оккупационных властей, местной общины и партизанского движения. В заключительной части статьи подчеркивается, что изучение данного вопроса позволяет выявить концепты, которые являются основанием для формулирования этики войны в православной культуре в современных вооруженных конфликтах.
The article characterizes the dilemmas and grounds of the moral choice of Orthodox priests who collaborated with partisans during the Great Patriotic War. In order to analyze the behavior of priests and reconstruct their mission on the basis of available biographical materials, the author relies not only on the concepts of Orthodox ethics but also on the theoretical and methodological developments of J. Zigon, A. Strauss, and J. Corbin. As a result, the following conclusions are drawn. Priests’ ethics of war was partly due to the specific ethos of partisans who influenced activities of clerics in the Nazi-occupied territories. The main mission of a priest was to preserve his parish, which included both civilians and partisans. Under the occupation, priests considered partisans as a “host of heroes” who punished the fascists “godless and bandits”. The struggle against the Nazis was comprehended by priests through the humanistic concepts of “struggle for peace on the Earth” and “struggle for humanistic ideals”, which were supplemented by the Orthodox principle of “loving your neighbor” and such concepts of war as “protection of shrines” and “preservation of the unity of believers”. Therefore, each particular priest personified interaction of several political and military institutions in a certain territory – the Russian Orthodox Church, occupation authorities, local community and the partisan movement. In the final part of the article, it is emphasized that the study of this issue makes it possible to identify concepts that are the basis for the formulation of the ethics of war in the Orthodox culture in modern armed conflicts.
*Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда, проект № 20-18-00240 «Этика войны в странах православной культуры».
Великая Отечественная война, партизанское движение, православные священники, этос священника, этика войны, православная культура, Русская Православная Церковь
Great Patriotic War, partisan movement, Orthodox priests, ethos of priests, ethics of war, Orthodox culture, Russian Orthodox Church