Реконструируя визуальные сообщения эпохи: итоги семинара «Исследовательские «оптики» визуального наследия советской повседневности»
УДК 304.3+303.42
Кочухова Е.С., Трофимов А.В., Воробьева М.В., Клинова М.А. Реконструируя визуальные сообщения эпохи: итоги семинара «Исследовательские «оптики» визуального наследия советской повседневности» // Дискурс-Пи. 2022. Т. 19. № 1. С. 150-164. DOI: 10.17506/18179568_2022_19_1_150.
В статье рассматривается широкий круг вопросов, связанных с изучением советского визуального наследия. Проблематика визуального наследия советской повседневности является актуальной темой научного поиска, реализуемого в русле различных гуманитарных дисциплин – культурологии, истории, философии, культурной антропологии и др. Отсутствие общего междисциплинарного методического и методологического инструментария затрудняет работу с визуальными источниками, представленными разнообразными материалами (фотографиями, карикатурами, художественными фильмами, проектной документацией и пр.). Сделать шаги на пути решения проблемы междисциплинарного диалога о советском визуальном наследии – цель онлайн-семинара, организованного коллективом ученых в рамках научного проекта «Визуальные стандарты образа жизни советского городского населения после мировых войн: компаративный анализ». В семинаре приняли участие историки, культурологи и философы из Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Тюмени, Абакана, Иркутска. На основании сделанных на семинаре докладов в статье обозначены перспективные направления исследования визуального наследия советской повседневности, разрабатываемые в настоящее время в российской гуманитарной науке. Темы, поднятые на семинаре, касаются советских моделей труда и отдыха, престижного потребления, конструирования образов не-советского, проблемы репрезентации «культурного наследия», тематических областей и образов государственной сатиры, разнообразных методик и подходов к изучению советского кинематографа и архитектуры разных периодов. Основными визуальными источниками, к которым обращались докладчики, выступили советские иллюстрированные журналы, газеты, кино и источник, особенно сложный в силу своей неочевидности, – архитектура (не только эскизы и проекты, но и сами здания в городской среде). Большинство представленных на семинаре исследований основаны на качественном анализе источников.
The article deals with a wide range of issues related to the study of the Soviet visual heritage. The subject matter of the Soviet everyday life visual heritage is topical for scientific research carried out in line with various humanitarian disciplines – cultural studies, history, philosophy, cultural anthropology, etc. The lack of common interdisciplinary methodological tools makes it difficult to work with visual sources, which are represented by different materials (photographs, cartoons, movies, project documentation, etc.). The purpose of the online seminar organized by a team of scientists within the framework of the academic project “Lifestyle visual standards of the Soviet urban population after the World Wars: Comparative analysis” is to take steps on the way of tackling the problem of interdisciplinary dialogue about the Soviet visual heritage. The seminar was attended by historians, cultural scientists and philosophers from Ekaterinburg, Moscow, St. Petersburg, Chelyabinsk, Tyumen, Abakan, and Irkutsk. Based on the reports made at the seminar, the article outlines promising areas of research on the Soviet everyday life visual heritage, which are currently being developed in the Russian humanities. The topics of the seminar relate to the Soviet models of work and leisure, prestigious consumption, the construction of images of non-Soviet, the problem of “cultural heritage” representation, thematic areas and images of state satire, various methods and approaches to the study of the Soviet cinema and architecture of different periods. The main visual sources addressed by the speakers were the Soviet illustrated magazines, newspapers, movies, as well as a source that is especially complex due to its non-obviousness – architecture (not only sketches and projects, but also the buildings themselves in urban environment). Most of the studies presented at the seminar are based on a qualitative analysis of sources.
*Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-09-00216А «Визуальные стандарты образа жизни советского городского населения после мировых войн: компаративный анализ».
визуальные исследования, советская пресса, советское кино, советская архитектура, советская сатира
visual studies, Soviet press, Soviet cinema, Soviet architecture, Soviet satire