Национальная политика России по регулированию отношений в сфере внешней трудовой миграции
УДК 325.14+349.2
Корсаков К.В., Серова А.В. Национальная политика России по регулированию отношений в сфере внешней трудовой миграции // Дискурс-Пи. 2023. Т. 20. № 2. С. 106-126. DOI: 10.17506/18179568_2023_20_2_106.
Миграционная политика России основывается на идее ее миграционной привлекательности, что позволяет решать ряд важных социальных, демографических и экономических проблем. В то же время большой поток внешних мигрантов создает определенные угрозы национальной безопасности. Настоящее исследование фокусируется на изучении потенциала инструментов национальной политики в сфере труда и содействия занятости населения для решения проблемы декриминализации и демаргинализации сообщества трудящихся-мигрантов. Выявлена необходимость деятельности государственной службы занятости населения в трех основных направлениях: повышение уровня информированности иностранных граждан об основах трудового законодательства, видах, порядке и способах получения соответствующих государственных услуг; адаптация отдельных государственных услуг под потребности и возможности внешних трудовых мигрантов; совершенствование межведомственного взаимодействия. По мнению авторов статьи, для каждого направления требуется развитие функционала единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» и ее интеграция с аналогичными цифровыми ресурсами в других странах. Механизм защиты трудовых прав и свобод иностранных граждан также нуждается в совершенствовании. Отмечена особая роль профсоюзов и государственной инспекции труда в снижении уровня преступности среди мигрантов. Сделан вывод, что профсоюзы могут существенно влиять на содержание принимаемых работодателями локальных нормативных актов и на решение отдельных кадровых вопросов в отношении иностранных работников, осуществлять контрольные и иные функции, участвовать в формировании и реализации внутренней государственной политики в сфере труда и содействия занятости населения.
Russia’s migration policy is based on the idea of its migration attractiveness, which makesit possible to solve a number of importantsocial, demographic, and economic problems.At the same time, the large flow of external migrants creates certain threatsto national security. This article focuses on studying the potential of national labor policy instruments and employment promotion to solve the problem of decriminalization and demarginalization of the migrant workers’community. It exposesthe need in improving the performance of the state employment service in three main directions: raising the awareness of foreign citizens about the basics of labor legislation, types, procedures, and methods of obtaining public services; adaptation of individual public services to the demands and capabilities of external labor migrants; and interdepartmental interaction advancement. According to the authors of the article, each direction requires the development of the functionality of a single digital platform in the field of employment and labor relations “Work in Russia” and its integration with similar digital resources in other countries. The mechanism for protecting the labor rights and freedoms of foreign citizens also requires enhancement. The special role of trade unions and the State Labor Inspectorate in reducing the crime rate among migrants is noted. It is concluded that trade unions can significantly influence the content of local regulations adopted by employers and the resolution of certainpersonnel issues in relation to foreign workers, exercise control and other functions, and participate in the formation and implementation of internal state policy in the field of labor and employment promotion.