Проблема вращающихся дверей в США: между лоббизмом и институциональной коррупцией
УДК 328.125
Белоусов А.Б. Проблема вращающихся дверей в США: между лоббизмом и институциональной коррупцией // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции: сб. тр. по итогам Третьей Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Екатеринбург: Ин-т философии и права Урал. отд-ния Рос. акад. наук, 2019. С. 564-576.
В статье рассматривается явление вращающихся дверей (revolving door – переход на работу в частный сектор или лоббистские фирмы с государственной службы), которое распространено по всему миру. Его актуальность обоснована тем, что в США по разным подсчетам более полутысячи бывших конгрессменов оказались вовлечены в лоббистскую деятельность, а за период с 1998 г. по 2008 г. 41% от числа всех лоббистов имел за плечами опыт работы в госструктурах. Помимо числа лоббистов важно еще и то, что до 56% дохода лоббистских фирм получено с их участием. В связи с этим ряд исследователей склоняется к тому, что явление вращающихся дверей довольно близко к коррупции. В статье представлен критический подход к данному феномену, который позволяет говорить о нем как об институциональной коррупции, осуществляющей легальное систематическое и стратегическое деструктивное воздействие и превращающей традиционную экономику в экономику влияния. Подобная легальная коррупция, по ряду оценок, грозит в своей экстремальной форме привести даже к «захвату государства» (state capture), что чревато весьма серьезными последствиями. Например, начало мирового финансового кризиса в 2008 г.помимо прочего связывают с деятельностью представителей банков в Федеральной корпорации по страхованию вкладов США, где был налицо конфликт интересов. В статье также показаны меры, предпринимаемые правительством США по регулированию практики вращающихся дверей. Так, обеспокоенный данными процессами Президент США Джордж Буш в2007 г. подписал «Закон о честном лидерстве и открытом правительстве»(Honest Leadership and Open Government Act of 2007). Согласно данному закону для представителей законодательной власти вводился «охлаждающий период» от одного до двух лет, в который они не могли заниматься лоббизмом и другой деятельностью по продвижению чьих-либо интересов в Конгрессе США. Барак Обама после вступления в должность сделал правила еще более строгими, наложив подобные ограничения и на сотрудников своей администрации. В статье подчеркивается, что результатом подобных ограничительных мер со стороны Джорджа Буша и Барака Обамы явилось снижение числа лоббистов на 20% и трат на лоббизм на10%. Однако с приходом в Белый дом Дональда Трампа эта тенденция сменилась на противоположную, лоббистские двери стали вращаться заметно активней, а рынок лоббистских услуг снова начал расти.
The phenomenon of revolving door – the transition from the civil service to the private sector or lobbying firms – is spread all over the world. According to different estimates, more than half-thousand former congressmen were involved in lobbying in the US. 41% of all lobbyists hadexperienced working in civil service from 1998 to 2008. In the largest lobby ingfirms such as Patton Boggs LLP, and also American banks such as JPMorgan, Citigroup, Goldman Sachs, Bank of America, and Wells Fargo, their number is even greater. Up to 56% of the income is received by lobbying firms due to the participation of such kind of lobbyists. In this regard, it is widely believedthat the phenomenon of revolving door is very similar to corruption. A critical approach to revolving door allows us to view it as institutional corruption with legal systematic and strategic influence transforming the traditional economy into an economy of influence. In a number of assessments, such legal corruption in its extreme form threatens to lead even to a “state capture”, which is fraught with very serious consequences. For example, the beginning of the 2008 world financial crisis is associated with the activities of representatives of banks in the Federal Deposit Insurance Corporation, where a conflict of interest was detected. Concerned about these processes, US President George W. Bush in 2007 signed the “Honest Leadership and Open Government Act”, according to which a “cooling period” from 1 to 2 years was introduced for the legislators when they could not engage in lobbying and other activities to promote someone else's interests in the US Congress. After taking office, Barack Obama had strengthened these rules even more. These measures led to 20% decrease in the number of lobbyists, and 10%decrease in lobbying spending. However, with Donald Trump’s arrival in the White House, the revolving door began to rotate much more actively, which has brought six Goldman Sachs representatives to his administration
США, вращающиеся двери, лоббизм, коррупция, институциональная коррупция, экономика влияния, Президент США, охлаждающий период
US; revolving door; lobbying; corruption; institutional corruption; economy of influence; President of the USA; cooling period