Роль педагогического сообщества и студенческого самоуправления в формировании антикоррупционного мировоззрения обучающихся
УДК 340.114.5
Гостева М.А., Скосырева Н.Д., Чернявская Н.К. Роль педагогического сообщества и студенческого самоуправления в формировании антикоррупционного мировоззрения обучающихся // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции: сб. тр. по итогам Третьей Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Екатеринбург: Ин-т философии и права Урал. отд-ния Рос. акад. наук, 2019. С. 529-543.
Авторы рассматривают опыт организации работы по антикоррупционному просвещению, воспитанию обучающихся в системе высшего образования. Значимость исследования определяется тем, что проблема коррупции в современном обществе является предельно острой, требующей поиска различных подходов к ее решению. В статье раскрыты формы аудиторной и внеаудиторной работы в вузе, способствующие выработке антикоррупционного мировоззрения обучающихся. Показана роль внутривузовской информационно-правовой среды в процессе антикоррупционного просвещения. Подчеркивается важность обучения, подготовки кадров, обеспечивающих этот процесс. Обоснована необходимость обобщения и распространения позитивного опыта организации работы по формированию антикоррупционного мировоззрения. Обсуждается возможность внесения конкретных предложений в законодательные документы. Осуществлен сравнительный анализ результатов трех социологических опросов по проблеме коррупции в высшем образовании, предпринятых авторами в 2016–2018 гг. Полученные данные отражают прямую зависимость результативности проводимой работы от степени вовлечения участников образовательного процесса, их роли в реализации различных форм работы. Отмечено, что наблюдается позитивная тенденция в качестве знаний обучающихся о сущности, причинах коррупции. По данным исследования 2018 г., заметно увеличилось количество студентов, не желающих выбирать коррупционную модель поведения. Авторы подчеркивают, что для минимизации и исключения коррупционных рисков необходимо вести постоянный мониторинг актуальной ситуации в образовательных учреждениях и приходят к выводу о необходимости создания единой концепции формирования антикоррупционного мировоззрения, в которой будут выработаны общие подходы, предложены механизмы, формы и методы работы.
Abstract. The article discusses the experience of organizing anticorruption teaching and education of students in the higher educational system. The significance of the study is determined by the fact that the problem of corruption in modern society is the most acute; it requires the search for various approaches to its solution. The article reveals the forms of classroom and out-of-class work at the university, contributing to the development of students' anti-corruption outlook. The role of the university informational and legal environment in the process of anti-corruption education is shown. The importance of education, training, and ensuring this process is emphasized. The necessity of generalization and dissemination of the positive experience in the formation of anti-corruption ideology has been substantiated. The possibility of making specific proposals in legislative documents is discussed. A comparative analysis of the results of three sociological surveys carried out by the authors in 2016–2018 on the problem of corruption in higher education is carried out. The obtained data reflects the interrelation of the effectiveness of the work carried out on the degree of involvement of participants in the educational process, and their role in the implementation of various forms of work. It is noted that there is a positive trend in the quality of students' knowledge about the nature and causes of corruption. According to 2018 study, the number of students who do not want to choosea corrupt behavior pattern has increased significantly. It is noted that in order to minimize and eliminate corruption risks, it is necessary to continuously monitor the current situation in educational institutions. The authors conclude that it is necessary to develop a unified concept for the formation of an anti-corruption outlook, in which common approaches will be developed, mechanisms, forms, and methods of work will be proposed.