Мифы о философии Карла Маркса: методологические аспекты
Отдел философии


Кондрашов П.Н.

  

  

Дата и время проведения семинара: 06.06.2022 понедельник, 14:00

В докладе предпринята попытка проанализировать основные методологические аспекты исследования мифологического дискурса, который сложился как вокруг всей философии Карла Маркса, так и в отношении некоторых его философских идей. Исходя из предварительного определения мифов как достаточно распространённых искажённых, упрощённых или заведомо ложных представлений о философии К. Маркса, автор выделяет три стадии формирования мифологического дискурса: (1) стадию формулирования мифологического основания, в котором происходит семантическая деформация исходных положений К. Маркса; (2) стадию закрепляющей легитимации основания в тех или иных научных и публицистических формах; (3) стадию распространения легитимированного мифологического основания. Основными механизмами создания мифов о философии К. Маркса являются приписывания ему – того, что отсутствует в его текстах; – того, что возникло в результате вырывания из контекста имеющейся фразы у самого Маркса и изменения её смысла на противоположный; – того, что стало результатом неправильного толкования, значительного упрощения (вульгаризации), сознательного искажения или идеологически предвзятой интерпретации его текстов в целях антикоммунистической и антисоветской пропаганды; – того, что появилось в результате неверного перевода его терминов; – тезисов других авторов, зачастую весьма далёких от самого Маркса, так и от марксизма вообще. В зависимости от степени распространённости мифов автор выделяет три их вида, а также и три социальных группы, в которых эти мифы циркулируют: (1) «элитарные» мифы распространены среди очень узкого круга специалистов-марксоведов; (2) «профессиональные» мифы в основном имеют хождение в среде преподавателей общественных наук и учёных-обществоведов; (3) «относительно массовые» мифы циркулируют в довольно широких массах тех, кто в советские времена изучал марксизм-ленинизм; студентов-гуманитариев; и вообще среди тех, кто что-то» «где-то» и «от кого-то» слышал о Марксе. Основными ступенями разрушения мифов являются: (1) их прямая фальсификация посредством обращения к текстам самого Маркса; (2) реконструкция того теоретического контекста, в котором находится та или иная фраза или имплицитная мысль Маркса, которая подверглась искажению; (3) реконструкция политического, социально-исторического и даже биографического контекста, в рамках которого произошло искажение мысли классика. Конститутивными моментами мифов о философии К. Маркса являются: их распространённость с определённых социальных кругах, т.е. то, что они являются элементами общественного сознания, а не содержанием воспалённого сознания отдельных индивидов; то, что они содержат, мягко говоря, искажения подлинной мысли Маркса; то, что они воспринимаются и принимаются некритически, как само собой разумеющиеся истины, не требующие никакой верификации. В заключение автор даёт следующее определение: под мифом о философии К. Маркса понимается распространённое в тех или иных группах (от узкого круга специалистов до относительно широких слоёв населения) некоторое сознательно, бессознательно или по неведению искажённое представление о философии Маркса, воспринимаемое этими группами некритически в качестве истинного и само собой разумеющегося, но которое к подлинной философии Маркса либо никакого отношения не имеет, либо выставляет её в ложном свете.