УДК 130.2:72.01

Каминер Т.
В ловушке настоящего: планирование, архитектура и время постмодерна // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– 2022.– Т. 22. Вып. 3.– С. 119-135.
РИНЦ  список ВАК 

Хотя понятие «постмодернизм», возможно, исчерпало себя, темпоральность нашей эпохи по-прежнему находится в ловушке постмодернистского сознания времени, «сейчас-времени», что проявляется в краткосрочных целях правительств и истощении планирования, в низких процентных ставках, поощряющих расходы вместо накоплений, в доминировании принципа быстрого получения результата, а также в «курировании» культуры с помощью социальных сетей. Новые концепции времени имели ключевое значение для перехода от традиционных обществ к современным, что прежде всего проявилось в утверждении идеи линейного времени вместо представлений о циклической темпоральности. В данной статье выделены три темпоральных режима, сложившихся в рамках модерности: режим, сфокусированный на прошлом, который имел решающее значение в эпоху Просвещения и сопровождался появлением историографии; режим, ставящий в центр внимания будущее, который можно связать с появившимися в то время утопиями Сен-Симона и Шарля Фурье и который достиг своего предела вместе с возникшей после Второй мировой войны системой планирования послевоенного периода; и режим, ориентированный на настоящее, который ассоциируется с постмодерностью. Показано, что все эти три типа темпорального сознания являются современными и отличаются от представлений о времени в традиционных обществах. В статье понятие темпоральности рассматривается через ключевые проблемы наших городов, сквозь призму архитектуры и городского планирования, для которых категория времени играет решающую роль.

Abstract. While the term ‘postmodernism’ may have been exhausted, the temporality of our own era remains trapped in a postmodern consciousness of time, a ‘now-time’, visible in the short-term focus of governments and the emaciation of planning, in low interest rates encouraging spending rather than saving, in the dominance of immediate gratification, in the ‘curation’ of culture via Instagram and social media. Modern conceptions of time were vital in the transition from traditional to modern societies – namely, the emergence of the idea of linear time instead of cyclical notions of temporality. This chapter will identify three temporal modes within modernity: the focus on the past, which was critical in Enlightenment and was accompanied by the emergence of modern historiography; the focus on the future, which begins with the modern utopians Saint Simon and Charles Fourier and reaches its nadir with postwar planning; and the focus on the present, which will be associated with neoliberalism and postmodernity. All these, it will be argued, are modern, and differentiated from traditional societies’ temporalities. The following chapter will anchor these temporal notions in key issues relating to our cities via the lenses of architecture and planning, two disciplines in which time plays a crucial part.

Полный текст>>