УДК 340.15:174

Варламова Н.В.
Права человека в психологической теории права Л.И. Петражицкого: реконструкция и критическая интерпретация // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– 2022.– Т. 22. Вып. 2.– С. 73-95.
РИНЦ  список ВАК 

Целью статьи является реконструкция представлений Л.И. Петражицкого о правах человека на основе анализа разрозненных и порой противоречивых высказываний, содержащихся в его работах. В своих трудах Петражицкий не уделял специального внимания правам человека, хотя начиная с Нового времени эта проблематика активно разрабатывалась в теории и философии права, в том числе российской. Под правом Петражицкий понимал императивно-атрибутивные психические переживания людей. При этом императивная составляющая правового переживания (обязанность) у него обусловлена притязанием и решающее значение имеет именно предоставление удовлетворения управомоченному лицу, а не исполнение обязанности само по себе. Петражицкий обосновывал неоктроированность (непроизводность от позитивного права) и безусловность по крайней мере некоторых базовых интуитивно-правовых убеждений (например, о недопустимости пыток, истязаний, квалифицированной смертной казни, торговли людьми). Такие психические убеждения вполне могут быть уподоблены правам человека. Однако Петражицкий не рассматривал притязание как реализацию индивидуального эгоистического интереса. Право, как и нравственность, у него имеет целью благо и процветание общества и духовно-культурное воспитание человечества. Управомоченным лицом у Петражицкого может выступать не только человек, но и фактически любой субъект и даже объект (дух, животное, картина), на удовлетворение потребностей которого направлено психическое переживание обязанного лица. Петражицкий не разделял либеральное понимание прав человека как притязаний на индивидуальную свободу. Более того, его социальный идеал всеобщей деятельной любви, выступающий целью воспитательного воздействия права, предполагал изживание, нивелирование как раз тех сторон человеческой психики, которые находят свое проявление в таком понимании прав человека. В статье показано, что Петражицкому удалось предвосхитить многие современные тенденции в трактовке прав человека.

Abstract. The purpose of this article is to reconstruct Petrażycki’s ideas on human rights by using the scattered and sometimes contradictory remarks on the issue to be found in his works. Leon Petrażycki did not pay special attention to human rights in his works, although this problematic has been a major focus of legal theory and legal philosophy, including the Russian one, throughout the modern history. Petrażycki viewed law as imperative-attributive emotions experienced by individuals. At the same time, the imperative component of such emotions arises as a reaction to the attributive one – i.e., an obligation is conditioned by another’s claim, and it is the satisfaction of the obligee’s interests that plays a decisive role, not the mere performance of the corresponding obligation as such. Petrażycki’s assumed that certain intuitive legal beliefs, being fundamental in nature, are absolute and do not derive from positive law – e.g., the beliefs that torture, rape, human enslavement, and certain methods of capital punishment are unacceptable. Such psychological beliefs can well be equated to human rights. However, Petrażycki denied that a right is an intention to implement one’s selfish interests. Petrażycki argued that law, as well as morality, pursues public welfare and prosperity, and the spiritual and cultural education of humanity. It is not only human beings that can obligees. Petrażycki held that animals, spiritual beings, or even paintings can play this role as long, as the satisfaction of their claims becomes the focus of emotions experienced of an imperative side. He obviously did not share a liberal understanding of human rights as personal freedoms. Even more, Petrażycki believed that his social ideal of universal active love is the ultimate goal of law’s educational effects, and this ideal requires the overcoming and elimination of exactly those aspects of the human psyche that manifest themselves in the rights understood as personal freedoms. By the same token, Petrażycki anticipated many trends that characterise the contemporary understanding of human rights.

Полный текст>>