УДК 32

Давыдов Д.А.
Концепция постматериализма Роналда Инглхарта в критической перспективе // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– 2018.– Т. 18. Вып. 3.– С. 86-102.

В статье рассматривается проблема интерпретации эмпирических данных о динамике ценностей. Критикуется концепция постматериализма Р. Инглхарта. Аргументируется, что подлинный расцвет постматериалистических ценностей невозможен в капиталистическом обществе. Утверждается, что многие достижения постматериализма оказались не такими существенными, как предполагалось изначально. Проявления постматериализма, наблюдавшиеся в послевоенные десятилетия, скорее всего, связаны с достижениями социального государства, не допускавшего сильного социального неравенства, обеспечившего гарантии получения образования, занятости, стабильный рост материального благосостояния граждан и т.п. Показано, что постматериалистические тенденции быстро обращаются вспять с переходом к неолиберальной модели экономики. Это также подтверждается лонгитюдными исследованиями ценностей молодежи. Согласно результатам данных исследований, сегодня происходит существенный сдвиг в сторону материалистических приоритетов (деньги, слава, имидж и т.п.). При этом декларируемые представителями молодых поколений ценности самореализации нередко оказываются маркерами завышенной самооценки и нарциссической зацикленности на собственной персоне. Представители молодых поколений на словах отличаются большей озабоченностью общественными проблемами, хотя реально они проявляют меньше эмпатии и альтруизма. Самореализация путем общественной активности, труда и саморазвития нередко замещается стремлением заполучить как можно больше лайков в соцсетях или достигнуть успехов в виртуальных играх. Выдвинуто предположение, согласно которому динамика ценностей свидетельствует о становлении рентного общества. В таком обществе ускорение темпов цифровизации и автоматизации производства сочетается с упадком институтов образования, ответственных за личностное развитие и подготовку кадров для высокотехнологичной экономики. Поэтому представители растущей прослойки «лишних людей» все чаще выражают «материалистическую» заинтересованность в независимом от трудовых заслуг стабильном доходе и доступе к различного рода развлечениям

Abstract. The article deals with the problem of interpreting empirical data on the dynamics of values. Ronald Inglehart’s concept of post-materialism is criticized. It is argued that the true flourishing of post-materialistic values is impossible in the capitalist society. It is shown that many post-materialism’s achievements turns out to be not as significant as it is originally intended. Most likely, the observed manifestations of post-materialism in the post-war decades are connected with the achievements of a social state that does not allow strong social inequality, ensures the guarantees of education, employment, stable growth of the material well-being of citizens, and so on. It is shown that post-materialistic tendencies are quickly reversed with the transition towards neoliberal model of economy; it is confirmed by longitudinal studies of the youth values. According to the results of these studies, today there is a significant shift towards “external” priorities (money, fame, image, etc.). The values of self-realization declared by representatives of young generations are often results from the overestimated self-esteem and narcissistic obsession with one's own person. In words, the representatives of young generations are more concerned with public problems, although in reality they show less empathy and altruism. Self-realization through social activity, labor and self-development is often replaced by “wanting to be liked” in social media, or the desire to achieve success in virtual world. It is suggested that the dynamics of values testifies the formation of a rental society. In such a society, the acceleration of the rates of digitalization and automation of production is combined with the crisis of the educational institutions responsible for personal development, and the training of personnel for a high-tech economy. Therefore, representatives of the growing social stratum of “superfluous people” increasingly express their “materialistic” interest in a stable income independent of their work merits, as well as access to various kinds of entertainment.

Полный текст>>