УДК 342.571

Кокотова Д.А.
Представительство населения в местных консультативных органах // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– 2023.– Т. 23. Вып. 2.– С. 146-161.
РИНЦ 

Целью статьи является выявление специфики представительства, осуществляемого местными консультативными органами, которые создаются для обеспечения участия населения в местном самоуправлении. Для рассмотрения данной проблемы автор опирается на зарубежный и российский опыт. В качестве теоретической базы исследования выступают такие концепции представительства, как представительство-сходство и представительство-различие (представительство-замена). Выделяются достоинства и недостатки данных теорий, рассматриваются их конкретные проявления в разных странах. Подчеркивается, что конструкции, обеспечивающие сходство представителя с народом, выработаны в первую очередь для представительных органов. Для определения состава консультативных органов наиболее оптимальным способом выступает представительство социальных групп. Однако это порождает ряд вопросов, которые нуждаются в правовом регулировании: какие социальные группы должны быть представлены в конкретном органе; каким образом определяется его структура; как отбираются представители социальных групп и т.д. Отмечается, что консультативные органы могут включать одну социальную группу или все группы, полученные в результате деления общества по какому-либо критерию. Структура органа может определяться единожды его регламентом или отдельно для каждого созыва. Автор полагает, что структура консультативного органа подлежит правовому регулированию, поскольку влияет на принимаемые решения. Еще один спорный вопрос касается отбора представителей. Для этой цели могут использоваться выборы, делегирование своих членов организациями или случайная выборка. Несмотря на то, что делегирование своих членов организациями является наиболее простым способом обеспечить представительство, оно не способно вовлечь все население. Поэтому данный способ отбора нуждается в дополнительных гарантиях, таких как объективные критерии выбора организации и демократичный способ отбора организацией своего представителя.

Abstract. The aim of this article is to identify the specifics of representation, realized by the local consultative bodies, which are created to ensure the participation of citizens in local government. To consider this problem, the author relies on foreign and Russian experience. Such concepts of representation as representation-resemblance and representation-distinction (representation-substitution) serve as the theoretical basis of the research. The author highlights the advantages and disadvantages of these theories and examines their specific manifestations in different countries. It is emphasized that the structures ensuring the similarity of the representative with the people are developed primarily for representative bodies. To determine the composition of consultative bodies, the most optimal way is the representation of social groups. However, this raises a number of issues that need legal regulation: which social groups should be represented in a particular body; how its structure is determined; how representatives of social groups are selected, etc. It is noted that consultative bodies might include only one social group or all the groups emerged as a result of the division of society according to some criteria. The structure of the body may be defined once by its rules of procedure or separately for every convocation of the body. The author believes that the structure of the consultative body is subject to legal regulation since it affects the decisions taken. Another controversial issue concerns the selection of representatives. For this purpose, elections, delegation of members by associations or random selection can be used. Despite the fact that delegation of members is the easiest way to ensure representation, it is unable to engage the whole population. Therefore, this method of selection needs additional guarantees such as objective legal criteria for choosing an association and the democratic way for the association to select its representative.

Полный текст>>