УДК 342.61

Нечкин А.В.
Взаимодействие главы государства со специализированным органом конституционного контроля в странах СНГ // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– 2021.– Т. 21. Вып. 3.– С. 107-124.
РИНЦ 

Институты единоличного главы государства и специализированного органа конституционного контроля являются довольно новыми для стран СНГ, однако в вопросе их правовой регламентации государства СНГ проявили довольно широкое разнообразие подходов. Анализ взаимодействия главы государства со специализированными органами конституционного контроля, проведенный с применением сравнительно-правового метода исследования, интересен как с целью лучшего понимания особенностей функционирования относительно новых для стран СНГ институтов, так и в целях оценки эффективности реализации получившего нормативное закрепление в конституциях абсолютно всех государств СНГ принципа разделения властей. В данной статье автор с применением сравнительно-правового метода исследования последовательно рассматривает порядок формирования специализированного органа конституционного контроля, порядок досрочного прекращения полномочий его членов с целью выявления степени влияния главы государства на данные процессы, а также анализирует контрольные полномочия специализированного органа конституционного контроля, реализуемые по отношению к главе государства или же по отношению к иным органам государственной власти по инициативе главы государства. По итогам проведенного анализа порядка формирования, досрочного прекращения полномочий членов, а также характера взаимодействия специализированного органа конституционного контроля с главой государства автор приходит к выводу о том, что в ряде стран СНГ (Республика Беларусь, Казахстан и Российская Федерация) существует чрезвычайно высокая степень зависимости специализированного органа конституционного контроля от главы государства, обладающего и без того привилегированным положением в системе разделения властей.

Abstract. The institutions of the head of state and the specialized body of constitutional control are quite new for the CIS countries. However, the CIS states have shown a wide variety of approaches in the regulation of these institutions. Analysis of the interaction between the head of state and specialized bodies of constitutional control on the basis of comparative law research method is interesting both for the purpose of better understanding the features of the functioning of institutions that are relatively new for the CIS countries, as well as in order to assess the effectiveness of the implementation of the principle of separation of powers, which has received normative regulation in the constitutions of absolutely all of the CIS states. The author consistently examines the procedure of the formation of specialized body of constitutional control and the procedure for early termination of the powers of its members in order to identify the degree of influence of the head of state on these processes. The control powers of a specialized body of constitutional control exercised in relation to the head of state or in relation to other bodies of state power upon the initiative of the head of state are analyzed. Based on the results of the analysis, the article concludes that there is an extremely high degree of dependence of a specialized body of constitutional control of the head of state who already has a privileged position in the system of separation of powers in a number of CIS countries (the Republic of Belarus, Kazakhstan and the Russian Federation).

Полный текст>>