УДК 342.25

Ильиных А.В.
Проблемы определения правового статуса внутригородских районов // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– 2017.– Т. 17. Вып. 1.– С. 106-119.

Статья посвящена правовому анализу изменений территориальных основ местного самоуправления в России, касающихся введения нового вида муниципального образования – внутригородского района. Дана характеристика особенностям создания и отдельным элементам данного вида муниципалитета. Отдельные позиции в статье посвящены опыту внедрения новых видов муниципальных образований в г. Челябинске, в котором, в отличие от двух других территорий (г. Самара и г. Махачкала), закрепивших на законодательном уровне такую возможность, процесс реализации данного проекта не остановился на этапе правового регулирования, а получил логичное завершение в виде формирования самостоятельных муниципалитетов. В статье рассматривается вопрос о необходимости и целесообразности введения в законодательство новой формы территориального устройства через призму декларируемых инициаторами целей, касающихся имеющей место отдаленности общегородской муниципальной власти от населения, что отрицательно влияет на обеспечение жизнедеятельности населения. В работе достаточно подробно исследуются особенности процедуры создания внутригородских районов, обращается внимание на пробелы в законодательстве, регламентирующем эту процедуру, в частности по таким вопросам, как учет мнения населения при подобных преобразованиях; численность депутатского корпуса; сроки работы ранее сформированных органов местного самоуправления и отсутствие переходного периода. В рамках правового анализа выявлены обозначившиеся проблемы, связанные с уходом от прямых выборов при формировании органов местного самоуправления городского округа с внутригородским делением; разграничением полномочий и имущества между городским округом и составляющими его внутригородскими районами; слабым уровнем бюджетной обеспеченности внутригородских районов; с определением статуса органов территориального общественного самоуправления и порядке отзыва выборных должностных лиц. Также сформулированы предложения по совершенствованию законодательства, касающиеся усиления статуса внутригородских районов и разрешения возникших проблем при взаимодействии с городским округом, в который они входят. Наряду с этим обозначены потенциально новые правовые проблемы, требующие дальнейшего решения.

Abstract: The article is devoted to the legal analysis of the territorial bases changes in local self-government in Russia and concerns the establishment of a new municipality type – the intracity area. The article presents the characteristic features of the establishment and the individual elements of this type of municipal unit. Separate positions in article are devoted to the experience of introduction of the implementation of new types of municipal units in Chelyabinsk where the process of implementation of this project hasn't stopped at a stage of legal regulation and has received the «logical» end in the form of formation of independent municipalities unlike the other two cities (Samara and Makhachkala) which fixed the opportunity of its formation on the legislative level. The article encompasses the question of the necessity and reasonability of the implementation of new type of territorial unit in a prism of the purposes declared by initiators and associated with overcoming distance citywide municipal authorities by the population which had a negative impact on people's livelihoods. The article are considered the special aspects of intracity areas formation in detail, draws attention to the existing gaps in the legislation regulating this procedure, in particular – account public opinion of such transformations; number of deputies; terms of work of the previously formed local self-governing authorities and the lack of a transitional period. As a result of the legal analysis identified existing problems associated with the abandoning from the direct election of the formation of local self-government authorities of the city district and intracity areas; delimitation of authority and property between city district and constituting its intracity areas; low level of budgetary provision of intracity areas; status problems of bodies of the territorial public self-management and order of recall of elected officials. It is also formulated proposals to improve legislation concerning the strengthening of the status of intracity areas and settlement of its problems in cooperation with the city district in which they are included. Along with it are designated potentially new legal problems requiring the further solution.

Полный текст>>