УДК 342.4

Костогрызов П.И.
Юридический плюрализм как принцип позитивного права: опыт латиноамериканского неоконституционализма // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– 2015.– Т. 15. Вып. 2.– С. 99-111.

Тема правового плюрализма вошла в предметное поле европейской и американской юридической науки на рубеже 60–70-х гг. ХХ в. Отечественное правоведение стало активно осваивать ее в 90-е гг. ХХ в. Критика теории правового плюрализма, как правило, ведется с позитивистских позиций. Дискурс правового плюрализма очень часто рассматривается ортодоксальной юриспруденцией как антиэтатистский. Автор статьи спорит с этой точкой зрения, показывая, что в действительности полиюридизм оппонирует не государству вообще, но лишь одной его определенной модели – государству-нации Нового и Новейшего времени. В более широкой исторической перспективе негосударственное право не столько конкурирует с государственным, сколько дополняет и подкрепляет его, являясь ответом на те же общественные потребности. На примере правовых систем Латинской Америки показано, что принцип юридического плюрализма в последние годы переместился из плоскости кабинетных дискуссий в сферу позитивного права. Латиноамериканские конституции нового поколения, принятые в последние три десятилетия, признают право коренных народов жить в соответствии со своими обычаями, традициями, формами социальной организации, сохранять, развивать, применять и практиковать свое собственное обычное право. Таким образом, рядом с правовым порядком, установленным и поддерживаемым государством, возникает еще один, в определенной степени автономный по отношению к первому. Сравнивая конституции стран региона, автор приходит к выводу, что «сильный» юридический плюрализм встречается лишь в Конституции Боливии 2009 г., «слабый» вариант реализован в конституционном праве Гватемалы, Колумбии, Перу, Эквадора. Таким образом, правовой плюрализм из теоретической конструкции превратился в действующий принцип позитивного права, войдя в конституции, законы и правоприменительную практику целого ряда государств. В итоге выдвинута гипотеза о связи «трансформативного неоконституционализма» с процессом глобализации и о дальнейшей трансформации государства-нации.

Abstract: Legal pluralism became the subject of study in European and American science since late 1960s – early 1970s. Russian jurisprudence began studying it in the 1990s. As a rule, the theory of legal pluralism is criticized from the positivistic point of view. Discourse of legal pluralism is often viewed by the orthodox jurisprudence as “anti-etatist”. The author disputes this opinion, proving that legal pluralism opposes not the state as such, but its particular model, namely, the nation-state of modern and contemporary period. Taken from broader historical perspective, non-state law not so much competes with the state as it supplements and supports the state responding to the same social demands. By the example of Latin American countries’ law systems, the author demonstrates that the principle of legal pluralism has transferred from the sphere of academic discussions to the scope of positive law. Latin American constitutions adopted in last three decades recognize indigenous peoples’ right to live in accordance with their customs, traditions, and forms of social organization, to maintain, apply and practice their custom law. Thus, along with the legal order established by the state another one emerges, being autonomous to the former. The author concludes that “strong” legal pluralism is established in the Constitution of Bolivia of 2009; the “weak” variant is implemented in Guatemala, Colombia, Peru and Ecuador. Hence, legal pluralism has turned from theoretical concept into ruling principle of positive law. In concluding remarks, the author hypothesizes about relationship between the “transformative neo-constitutionalism” and globalization process, as well as about further nation-state transformation.

Полный текст>>