УДК 141.329.11

Василенко Ю.В.
Испанский традиционализм на переломе эпох: девять идейно-ценностных «мутаций» Х.Л. де Вильянуэвы // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– 2014.– Т. 14. Вып. 3.– С. 119-136.

В статье проанализированы некоторые идеи, взгляды и ценности выдающегося испанского историка, писателя и поэта конца XVIII – начала XIX в. Х.Л. де Вильянуэвы-и-Астенго. Живя на переломе эпох Вильянуэва в течение своей бурной политической карьеры пережил несколько идейно-ценностных «мутаций», благодаря чему в испанской политической науке определение его политико-идеологической идентичности варьируется от «экзальтированного» либерализма до радикального традиционализма. На основе интерпретаций, предложенных двумя испанскими историками – либералом Х. Эрреро и традиционалистом М. Менендесом-и-Пелайо – автор насчитывает девять таких «мутаций», обернувшихся неразрешимыми проблемами для исследователей Вильянуэвы как политического идеолога и политического практика. Доказывая идеально-типическую не-идеальность Вильянуэвы (священник, ушедший из Инквизиции в либерально-буржуазную революцию, но пожелавший остаться католиком-традиционалистом), автор показывает сложный характер зарождения современных политических идеологий и объясняет, почему в XIX–XX вв. в Испании модернизация носила догоняющий характер и сталкивалась с серьезными трудностями.

Abstract: The article analyzes some ideas, views and values of the outstanding Spanish historian, writer and poet of the late XVIII – early XIX centuries J.L. de Villanueva y Astengo. Living in the turn of the eras, Villanueva experienced several ideological and value «mu-tations» during his turbulent political career. Therefore, in the Spanish political science the definition of his ideological identity varies from «exalted» liberalism to radical traditionalism. Based on the interpretation proposed by two Spanish historians – liberal J. Herrero and traditionalist M. Menendez y Pelayo – the author distinguishes nine such «mutations», which turns into unsolvable problems for researchers of Villanueva`s political ideology and political practice. Proving Villanueva`s ideal-typical non-ideality (as the priest who retired from the Inquisition into the liberal-bourgeois revolution, but wished to remain Catholic traditionalist), the author demonstrates the complex nature of modern political ideology genesis and explains why in the XIX–XX centuries Spain the modernization runs down and faces serious difficulties.

Полный текст>>