Докладчик: Луньков Александр Сергеевич,
к.и.н., доцент, с.н.с., зав. сектором истории и философии науки ИФиП УрО РАН.
Тема доклада: Истоки философии войны Казимира Малевича
Аннотация: 3 декабря 1913 года в Санкт-Петербурге состоялась премьера футуристической оперы «Победа над Солнцем». Поэт Алексей Кручёных написал либретто к этой опере, композитор Михаил Матюшин написал музыку, а Казимир Малевич – создал эскизы костюмов и декорации. На наш взгляд, эта постановка стала точкой отсчета для «объективированной», воплощенной в определенном «тексте» средствами изобразительного искусства, философии войны К. Малевича. Эти идеи получили развитие в более поздних публицистических и философских произведениях живописца. Философия войны в форме философствования о войне на наш взгляд может осуществляться в нескольких вариантах, точнее – разными способами, в зависимости от сферы культуры, в которую погружен дискурс этого философствования. Говоря о Малевиче, мы, прежде всего, имеем в виду сферу изобразительного искусства, куда уходят корни его восприятия феномена войны. Кроме изобразительного искусства Малевич проявил себя как публицист и философ искусства. Его тексты наполнены не только яркими художественными образами, облеченными в слова, но и интересными концептами и дискурсивными конструкциями, в том числе относящимися к феномену войны. Проблемой данного исследования является десигнация философии войны К.Малевича. Десигнат – это субъективный образ любого понятия или представления. Десигнатом в данном случае выступает система метафор, художественных образов, концептов, идей и понятий, которые составляют содержание понятия «философия войны К. Малевича» для самого Малевича и всех, кто находится с ним в едином поле дискурса.