Кондрашов П.Н. Экология Карла Маркса: тотализация социального метаболизма // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2023. № 1. С. 73–83.
http://intellekt-izdanie.osu.ru/arch/2023_1_73.pdf
Кондрашов П.Н. Концептуальная реконструкция экологии Карла Маркса: Социологический аспект // Социологические исследования. 2023. № 3. С. 42–52. DOI 10.31857/S013216250023102-5 https://elibrary.ru/item.asp?id=51849796
В статье «Экология Карла Маркса: тотализация социального метаболизма» предпринята попытка концептуальной реконструкции марксова учения о социальном метаболизме. Автор показывает, что всякое живое существо существует за счёт обмена веществ между собой и природой (универсальный метаболизм природы). Специфически человеческой родовой формой такого метаболизма является праксис – предметная сознательная преобразующая деятельность (социальный метаболизм), базовой формой которого выступает труд как обмен между человеком/обществом и природой, опосредованный производством, техникой и технологиями. Критикуя узко-экологические, экономические и сугубо производственные интерпретации понятия социального метаболизма, редуцируемого у современных экологических марксистов (П. Буркетт, Б. Кларк, И. Мессарош, Дж. Мур, К. Ройл, К. Сайто, Дж.Б. Фостер) большей частью к различным аспектам вещественно-энергетического обмена между человеком (обществом) и природой, автор доказывает, что для К. Маркса такая форма социального метаболизма является фундаментальной для существования человеческого общества, но не единственной.

В статье «Концептуальная реконструкция экологии Карла Маркса: Социологический аспект» автором предпринята попытка предварительной концептуальной реконструкции экологических идей К. Маркса с ориентацией на их социологические аспекты. Критикуя узкоэкологические и экономические интерпретации этих идей в современном марксоведении, автор доказывает, что они носят у Маркса тотализующий и историзующий характер. Показано, что Центральная категория марксовой экологии - социальный метаболизм - применяется у него отнюдь не только для анализа обмена веществ между обществом и природой в процессах производства (труда). Развёртывание (развитие) трудового метаболизма постепенно формируются своеобразные «миры»: мир природы, втянутой в сферу человеческой деятельности; мир совместной деятельности как мир общественных отношений и межличностной коммуникации; мир материальной и духовной культуры; экзистенциальный мир индивида. Во всех этих мирах есть специфические модификации социального метаболизма. Для обозначения органической целостности (тотальности) всех этих миров, скреплённых имманентными механизмами социального метаболизма, автор вводит в марксистский социологический дискурс понятие социального универсума. Анализ социального метаболизма и его различных форм у Маркса касается не только капитализма, но также докапиталистической и посткапиталистической формаций.


Кондрашов П.Н. Становление, реальность и перспективы общества благ и привилегий // Философские науки. 2023. № 1. С. 134–147. https://elibrary.ru/item.asp?id=50515148
П. Кондрашов, ведущий научный сотрудник Института, Представлены ключевые идеи авторов монографии, а также проанализированы два предполагаемых сценария дальнейшего развития рентного общества. Позитивный сценарий обусловлен развитием науки, личности, социализацией общества, формированием нового типа экономики. Негативный - связан с углублением и глобализацией рентных процессов, ведущий к «неолиберальному феодализму», обществу без массового труда и экономического роста, но с иерархией сословнорентных групп, между которыми государство внеэкономическими методами распределяет ренты и привилегии. Кроме того, автором рецензии показаны существенные недочеты монографии: диверсифицированное понимание термина «рента», слишком широкое понимание субъектов ренты, неправомерная экстраполяция рентных отношений на историю человечества (рентный презентизм) в целом.