кандидат философских наук, доцент кафедры международных отношений, истории и востоковедения УГНТУ. Руководитель Междисциплинарной цифровой лаборатории конструирования будущего «Digital future»; Руководитель проекта «Социогуманитарное конструирование будущего: мегаполис для поколения Z» (цифровой сервис-технология «Мega-Z»)».
Тема доклада: «Перспективы поколения Z - первого поколения цифрового общества: социально – философский анализ»
Аннотация: Формирование информационного/цифрового общества вступило в стадию становления, на котором становятся зримыми те глубокие трансформационные изменения, которые проходит общество на новой стадии цивилизационного развития. Происходит трансформация институтов, социальных процессов и др. Достигло взросления новое поколение, родившиеся в конце 1990-начале 2000 – называемое поколением Z (центиниалы, зумеры и др.). В отличие от предыдущих поколений поколение Z и последующие за ним (альфа – 2010-е) в полной мере считаются цифровыми аборигенами, для которых цифровая среда – естественная среда обитания. В большей степени это относится к части возрастной когорты, принадлежащей к средним слоям общества, а с классовой точки зрения к социальной группе/классу – когнитариату.
Исследования, проводимые на кафедре Международных отношений, истории и востоковедения Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ), а с 2022 г. в специально созданной в УГНТУ лаборатории Digital Future выявили специфические особенности возрастной когорты.
Количественный и качественный социологический, психологический, политологический, социально – философский анализ был проведен среди студентов (18-24, 55% девушки, 45% юноши, технического и гуманитарного направления подготовки, региональных вузов Республики Башкортостан), относящихся к социальной группе/классу когнитариату, располагающемуся в средних слоях общества.
Междисциплинарные прикладные исследования подтвердили наличие у центиниалов прагматизма, стремления к эффективности в решении проблем, сетевое мышление, автономизм, многозадачность, что в целом соответствует данным исследованиям российских и зарубежных ученых.
Рассматривая наших респондентов как представителей производящего класса информационного/цифрового общества, мы выявляем высокий CIE (креативность, инновационность, предпринимательство) – потенциал, стремление к творческому труду, сетевую солидарность. То есть качества, коррелирующие с нашими первоначальными представлениям о когнитариате 2010-х годов. Частично эти качества, но с большей долей прагматизма, проявляются уже у самых старших возрастов поколения «альфа» - (14-16) лет, что позволяет предположить о развитии подобных качеств под влиянием цифровой среды.
Наличие специфических ценностей у молодого поколения окажет существенное влияние на тенденции развития общества в ближайшем будущем. Нами было выявлено отношение поколения Z к институту семьи, как семейному сообществу на основе общих ценностей, к религии, культуре, истории, а также социальной ответственности и волонтерству.
Развитие ценностей когнитариата у средних слоёв молодых поколений позволяет сделать оптимистический прогноз о развитии социальной группы/класса когнитариата, способствующем развитию цифрового общества в России.