1.
Леонид Фишман опубликовал статью "Пугающий дух и его медиумы (Актуальна ли «Протестантская этика» в XXI в.?)" в Журнале институциональных исследований
http://hjournal.ru/files/JIS_12_1/JIS_12.1_5.pdf
Статья посвящена попытке ответа на вопрос: актуальна ли сейчас ассоциирующаяся с именем М. Вебера парадигма, в которой становление капитализма ставится в зависимость от какой-либо религиозной этики? В статье проводится различение между описываемым Вебером и Зомбартом «духом» капитализма и учениями религиозного или иного характера, которые являются идеологиями, «оправдывающими вовлеченность в капитализм». Такого рода идеологии описываются как посредники (медиумы) между вызывающим отторжение духом капитализма «в чистом виде» и предпринимателем или наемным работником. Показывается, что они отвечают объективной потребности раннего капитализма в поощрении систем ценностей, которые максимально оправдывают бесплатный труд для наемных трудящихся. Тем самым они пытаются снизить степень коммодификации труда путем изменения мотивации работников на относительно не «материалистическую». Такой системой ценностей в определенный исторический период оказался протестантизм, который во многом представлял собою реакцию на современную ему «революцию трудолюбия» и потребления. В статье обосновывается, что такую же роль медиума в настоящее время играют другие учения религиозного, этического и иного толка. Протестантизм был только лишь первым из них. Это самое существенное из выявленного М. Вебером в «Протестантской этике», что, сохраняет ее актуальность и сейчас – но ценой фактического отрицания уникальной роли конкретно протестантизма.
Фишман Л. Г. (2020). Пугающий дух и его медиумы (Актуальна ли «Протестантская этика» в XXI в.?) // Journal of Institutional Studies, 12(1), 084-099. DOI:10.17835/2076-6297.2020.12.1.084-099
2.
В журнале «Новый мир» 2020, №3 опубликована полемическая статья В.С. Мартьянов и Л.Г. Фишмана «Советская мораль: от высоких ценностей к “криминальной революции”»?
В статье утверждается, что краху советского общества предшествовал нарастающий кризис высокой советской морали. Культурные коллективные практики, основанные на ограниченной этике добродетели, успешно функционировали на периферии позднесоветской морали. Слом советской идеологии привел к тому, что за неимением альтернативы социальная регуляция начала опираться на ценности, предназначенные для воспроизводства локальных сообществ. Растущее противоречие между ограниченными ценностями новых сословий/корпораций и необходимостью выработки универсальных ценностей для большого общества в настоящее время составляет ключевую проблему идеологической легитимации российского политического порядка.
Доступ к полному тексту: http://www.nm1925.ru/…/Conte…/Publication6_7417/Default.aspx
3.
ПОСТКАПИТАЛИЗМ КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ INTER/TRANS-ФОРМАЦИЯ - статья Петра Кондрашова в новом номере Социологических исследований.
скачать по ссылке
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42520592
Статья продолжает дискуссию о посткапиталистическом будущем, размышления о котором являются необходимой частью критического анализа современного капитализма. Сегодня при прогнозировании необоснованно экстраполируют рост креативного класса, увеличение свободного времени и творческой деятельности, достигаемых за счет тотальной роботизации, не на переходный период, а на само «царство свободы». Автор показывает, что такая экстраполяция преждевременна. Сегодня в «локусах» наиболее развитых стран развертывается длительный переход (inter/trans-формация) от вторичной общественной формации к формации третичной (а также от капиталистического способа производства к коммунизму), в котором ведущей деятельностью станет творчество, что приведет к формированию новой социальной структуры, характеризующейся неравенством между персоналиатом (креативным классом) и имперсоналиатом. В этой inter/trans-формации будут наблюдаться такие явления, как зависимость от smart-машин, одностороннее (интеллектуальное, духовное, когнитивное) развитие личности, отсутствие человечных отношений, экзистенциальная пустота
Кондрашов П.Н. Посткапитализм как общественная inter/trans-формация // Социологические исследования №2 2020. С 150-159
4.
У сотрудника отдела философии Дмитрия Давыдова вышла статья в журнале Человек.
Давыдов Д. Парадигмы изменения природы человека: от «имманентного» индивидуализма к персонализму // Человек № 1 2020 С.6-22
В статье оцениваются перспективы гуманизма в контексте активного развития технологий изменения природы человека. Гуманизм утверждает высшую ценность человека, приписывает ему исключительную способность к рациональным суждениям и ответственным действиям, свободный характер выбора (свобода воли). При этом из гуманизма вытекает трансгуманизм: последовательная приверженность гуманистическим принципам приводит к выводу о свободе каждого изменять свое тело в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Подобные инициативы способны рано или поздно вылиться в разрушение «жизненного мира», обернуться созданием потенциально опасных существ, с которыми невозможен диалог и искренняя эмоциональная связь. Показано, что этической основой как гуманизма, так и трансгуманизма является «имманентный» индивидуализм – стремление к посюстороннему процветанию человека, преследующего определяемые им самим цели. Соответственно, преодоление (или движение в сторону-от) гуманизма/трансгуманизма возможно как по «восходящему» (от имманентного как такового к трансцендентному), так и по «нисходящему» (от антропоцентризма к постгуманистическому «деконструктивизму») пути. Однако в контексте дискуссий об изменении природы человека актуальной также становится третий, персоналистский путь. Персонализм в этом контексте можно понимать как установку на преодоление абсурдности «имманентного порядка» не столько посредством обращения к трансцендентному, сколько стремлением к целостности интерсубъективного пространства культуры
https://ras.jes.su/chelovek/s023620070008740-1-1
5.
На портале regnum вышла рецензия на монографию "Рентное общество: в тени труда, капитала и демократии" Леонида Фишмана, Виктора Мартьянова, Дмитрия Давыдова.
https://regnum.ru/news/economy/2917476.html