1
В журнале Changing Societies & Personalities опубликована статья об арт-медиации на IV
Уральской индустриальной биеннале. Елена Кочухова, старший научный сотрудник отдела
философии, исследовала арт-медиацию как пример трансформации музейной коммуникации.
Арт-медиация рассматривается как практика, позволяющая посетителю перейти из позиции
«традиционного зрителя» в позицию вовлеченного участника. Зрительские практики в арт-
медиации реконструируются с использованием количественных и качественных данных.
Материалы для исследования были собраны в 2017 году, в рамках проекта «Исследование
аудитории современного искусства в крупных городах России» (поддержан
Благотворительного фонда В.Потанина).
Transformation of Museum Communication through Art Mediation: The Case of the 4th Ural
Industrial Biennial of Contemporary Art // Changing Societies & Personalities 3, 2019 258–272
https :// do i . org /10.15826/ csp .2019.3.3.075
2
Михаил Ильченко, старший научный сотрудник отдела философии, опубликовал статью,
посвященную новым способам осмысления социалистических городских пространств в
восточной Европе.
Ilchenko, M. (2019). Discourse of Modernist Heritage and New Ways of Thinking about Socialist
Urban Areas in Eastern Europe. Changing Societies & Personalities, 3(3), 243–257.
https://doi.org/10.15826/csp.2019.3.3.074
Dealing with the socialist urban legacy proved to become one of main challenges for the cities of
Eastern Europe in the last decades. The fall of socialism found most of the socialist urban areas
either as “rejected” heritage or as a sort of “devastated” spaces which had lost their functional
meaning, symbolic significance, and any clear narratives. In such conditions, it is particularly
important to watch out for those processes, which enable socialist urban legacy to acquire new
languages and symbols in order to be included into the current social dynamics. This article explores
the potential of the world modernist heritage discourse in giving a new approach to interpreting
urban legacy of socialist era. Over the past decade, the sharp increase in the activities around re-
thinking and revitalization of modernist heritage turned into a global trend. For Eastern Europe
modernist legacy appeared to become a certain lens, through which it is possible to explore various
visions of the Eastern European urban past within different contexts. The article seeks to reveal how
the global discourse of modernist heritage influences current perceptions and attitudes towards the
socialist urban legacy in the Eastern European countries, and aims to find out to what extent it
facilitates integration of this legacy into changing symbolic contexts.
3
Опубликована статья главного научного сотрудника отдела философии Елены Степановой
«Competing Moral Discourses in Russia: Soviet Legacy and Post-Soviet Controversies» // «Politics,
Religion & Ideology».
Today’s Russia is characterized by a great diversity of moral discourses expressing institutional and
individual moral concepts, which come into conflict with each other over almost all socially significant issues. This research sets out to demonstrate that the intention of the Russian Orthodox
Church (ROC) to dominate the sphere of morality highly correlates with the attempts of Russian
political powers to make the Church responsible for the moral atmosphere in the country. To this
end, firstly, the article compares the ROC hierarchs’ concept of morality with the Soviet and post-
Soviet views and argues that, despite some obvious differences, they share much in common. Thus,
morality is interpreted as something originating ‘ab extra’, as an act of obedience of one’s will to the
rules of action established by a higher authority. Secondly, the article analyses the moral discourse
of recent events, which have aroused serious disagreement between the ROC and the wider public,
e.g. the restitution of the ROC property, construction of new church buildings and cases of the ‘insult
of believers’ feelings’. The author demonstrates that, in public debates, individuals tend to abandon
‘traditional’ morality and express moral principles arising ‘ab intra’ in contrast to morality imposed
from ‘above’.
Elena Stepanova (2019) Competing Moral Discourses in Russia: Soviet Legacy and Post-Soviet
Controversies, Politics, Religion & Ideology, https://doi.org/10.1080/21567689.2019.1656070
4
Статья «Информационно-коммуникативные компоненты “мягкой силы”» опубликована в
журнале «Международные процессы», Т.17, №1(56). Авторы - Ольга Русакова (заведующая
отделом философии) и Екатерина Грибовод (младший научный сотрудник отдела)
http://intertrends.ru/rubrics/fiksiruem-tendentsiyu/journals/globalnye-tehnologicheskie-
razvilki/articles/informatsionno-kommunikativnye-komponenty-myagkoy-sily
В статье рассматривается коммуникативный потенциал информационных компонентов
«мягкой силы» в условиях развития новых технологий и форм массовой коммуникации.
Выделены концептуально-аналитический и коммуникативно-технологический подходы к
изучению «мягкой силы» как системы ресурсов и инструментов внешнеполитического
влияния, продемонстрирован инверсионный характер соответствующих технологий. Проведён структурный анализ информационных компонентов «мягкой силы», которые активно применяются политическими и международными объединениями для решения собственных задач и оперативного реагирования на вызовы и угрозы в глобальном сетевом сообществе.
Предложена авторская трактовка понятия «информационный компонент мягкой силы»,
который рассматривается как комплекс информационных стратегий, технологий и продуктов,
применяемых в информационном пространстве для реализации конкретных целей, связанных с политическими интересами субъекта. Проведён сравнительный анализ рейтинговых моделей с позиций того, насколько в их структуре представлены информационно-медийные компоненты «мягкой силы». В качестве интегрального и системообразующего элемента информационной структуры «мягкой силы» анализируется медиадискурс. При рассмотрении основных информационных компонентов «мягкой силы» отдельно выделены сетевые технологии и социальные медиа: технология «умная толпа», фейк-дискурсы, сервисы мгновенного мобильного общения (мессенджеры). В условиях цифровизации международных процессов именно мессенджеры становятся каналом коммуникации и выступают информационным ресурсом, направленным на форматирование общественного мнения и координацию групп. В заключение авторы приходят к выводу, что инверсионная природа информационных компонентов «мягкой силы» проявляется в её противоречивых стратегических установках: с одной стороны, медиадискурс «мягкой силы» стратегически направлен на выполнение консолидирующей функции между участниками коммуникативного процесса, с другой – на реализацию деструктивных стратегий, связанных со скрытым манипулятивным воздействием на массовое сознание, с использованием конфронтационно-ориентированных технологий. Отмечается, что развитие цифровых технологий приводит к образованию новых видов «мягкой силы», таких как цифровая культура, цифровая дипломатия, цифровое управление, цифровая избирательная система. В условиях информатизации общества осуществляется интеграция сетевых технологий, новых и
социальных медиа, усиливается их адаптивность к новым реалиям, что в итоге приводит к
повышению мобильности структурных компонентов «мягкой силы».
5
Статья «Политика национальной памяти на постсоветском пространстве: подходы и практика» опубликована во втором номере журнала «Дискурс-Пи». Авторы – м.н.с отдела философии Грибовод Екатерина, Ковба Дарья, Моисеенко Ян.
https://elibrary.ru/item.asp?id=41154551
В статье выделяются структурно-функциональный и иные подходы, применение которых
позволяет выявить разные ракурсы и оптики исследования политики национальной памяти. На примере Республики Беларусь и Республики Казахстан рассматриваются ключевые этапы
формирования национальной политики памяти после распада СССР. Выделяется инструментарий и основные особенности политики памяти в рассматриваемых странах.
Определен ряд технологических приемов политики национальной памяти, применяемых в
государствах, ранее входивших в состав СССР. В заключение сделан вывод о том, что национальную политику памяти на постсоветском пространстве (на примере рассмотренных
стран) можно определить как гибридную модель, которая объединяет элементы советской
политики памяти и современных практик памяти, конструируемых с помощью национальной
историографии, символической и культурной политики.
Грибовод Е.Г., Ковба Д.М., Моисеенко Я.Ю. Политика национальной памяти на постсоветском
пространстве: подходы и практика // Научный журнал «Дискурс-Пи». Т.16. №2 (35). С.28-41.
6
В журнале «Государство, религия, церковь» опубликована рецензия на книгу Зои Нокс,
профессора истории из Университета Лестера (Великобритания), «Jehovah’s Witnesses and the
Secular World: From the 1870s to the Present» (Palgrave Macmillan, 2018 -305 p.). Автор рецензии
- Елена Степанова, главный научный сотрудник отдела философии.
Елена Степанова пишет, что Книга Зои Нокс «Свидетели Иеговы и секулярный мир: от 1870-х
до настоящего времени» посвящена одному из самых неоднозначно воспринимаемых во
многих странах религиозных сообществ. «Цель З. Нокс — выяснить причины, которые во
многих случаях приводят к напряженности и часто порождают конфликты между этим
сообществом и государственными структурами».
Рецензию можно прочесть по ссылке https :// do i . org /10.22394/2073-7203-2019-37-3-283-291