16-17 мая 2024 года в Екатеринбурге состоялась всероссийская научная конференция «Культура отмены и социальный остракизм в истории и современности». Основным организатором конференции выступил Институт философии и права УрО РАН.
В рамках научного проекта «Создание российской историографической модели политико-правовых знаний и ее применение для разработки перспективных средств противодействия идеологическим искажениям цивилизационного развития России» по приоритетным направлениям научно-технологического развития на конференции с пленарным докладом на тему «Культура отмены как практика ресентимента» выступил директор Института философии и права УрО РАН Виктор Мартьянов.
В докладе аргументируется мысль, что ресентимент в современных обществах является преимущественно требованием избирательности, привилегий и двойных стандартов, которые не могут быть востребованы для эффективной регуляции и воспроизводства общества как целого. Это попытки субъектов ресентимента изменить не общество, но свое положение в нем, как правило, за счет интересов и ресурсов других субъектов. Ресентиментным группам не нужны общие правила, и они не стремятся к выработке таковых, наоборот, акцент переносится на легитимацию исключительно тех ценностей, правил и алгоритмов, которые каждая группа считает нормальными для достижения своих партикулярных целей и интересов без учета контекста широкой социальной, исторической, экономической среды. Отсюда усиление технологий постправды как способа описания социального мира, игнорирующего любые обобщения и рационализации, но давящего на фактичность и сиюминутность, аффекты и эмоции. В условиях нарастания эффектов сингулярности позднего Модерна происходит ослабление ценностно-институциональной универсальности политических правил, что закономерно влечет рост ресентиментных чувств. Они легитимируются риторикой освобождения от репрессивной нормативности в пользу новой чувствительности, уникальности и терпимости к множеству конфликтующих локальных субъектов и идентичностей. Каждая из них объявляет себя исключительной, а потому неприкосновенной, но запрет на обобщение, типизацию и иерархизацию коллективных интересов не позволяет разрешить эти конфликты. Соответственно всеобщий ресентимент будет усиливаться, а способы его нивелирования будут все чаще связаны не с модерной публичной сферой и демократическими механизмами достижения общественного согласия, но с последовательным свёртыванием конфликтной публичной политики в пользу легитимации культурной дифференциации и локальной ценностной саморегуляции. Соответственно индивиды и социальные группы все чаще расходятся в относительно автономные ценностные, нормативные, информационные и иные пространства, позволяющие не мерить себя единой мерой и не испытывать мстительное разочарование от результатов подобного сравнительного анализа.