В 2007 году Пермский филиал по исследованию политических институтов и процессов Института философии и права УрО РАН вел работы по тематическому направлению «Трансформация политических институтов и ее влияние на общественно-политическое сознание (компаративный анализ)», утвержденному на 2006-2008 гг.
Важнейшие результаты фундаментальных и прикладных исследований.
Филиалом в 2007 году проведено комплексное выявление, сравнение, моделирование и классификация механизмов адаптационных процессов в общественно-политическом сознании, связанных с трансформацией политических институтов. В частности, выявлены дополнительные механизмы трансформации имперского сознания в современных российских условиях, его адаптации к новым реалиям.
Показано, что имперское сознание играет роль компенсатора в отношении представлений о странах постсоветского пространства как «несостоявшихся государствах». Установлены идеологические различия между современной российской охранительной идеологией и классическими державно-имперскими представлениями. Проведено сравнение трансформаций политических институтов в странах постсоветского пространства, выявившее в каждом случае значительную степень зависимости от места в имперской структуре и специфике проявлений процесса имперского распада.
Анализ основных составляющих (этнической, потестарной, конфессиональной, исторической) национального самосознания русского населения периферийных территорий позволил определить роль каждой из них. Проведено сопоставление этнической и конфессиональной компоненты сознания молодежи крупного города на примере Пермского региона. Эмпирический материал, полученный в результате анкетного опроса экспертного интервьюирования, позволяет сделать вывод о достаточно слабом соответствии в восприятии людей понятий русский и православный. В то же время, как анкетные материалы, так экспертные интервью указывают на тесные историко-культурную связь православия и русской культуры – главным индикатором «русскости».
Проведен анализ мифологем тоталитарных учений ХХ века и сопоставление их с мифологиями, появившимися на постсоветском пространстве, в частности на территории Центральной Азии, выявлены их значительные черты сходства. Переосмыслена классификация нетрадиционных российских конфессий нового типа. Показано, что в них произошел принципиальный отказ от разделения религий на основе базовой части догматического содержания учения.
Проведено сравнение развития политических процессов в Испании и России в современную эпоху, определены причины их сходства и значимость существующих различий. Показано, что исторический и политический опыт Испании, совсем недавно успешно осуществившей демократический транзит, имперское наследие, миссионерское религиозное самосознание, многосоставной характер и хрупкость национальной идентичности и многое другое, делает его крайне востребованным в современной России, переживающей во многом схожие процессы.
В частности прослеживаются параллели Испании с современной Россией, связанные с такмии проблемами как участие Церкви в политическом процессе и попытки общественно-политической мобилизации на основе религиозной идентичности; спекуляции вокруг русской «Черной легенды» об инквизиции, связанной с «темным» коммунистическим прошлым, за которое вся нация якобы должна понести наказание и вечно каяться; кризис территориального устройства государства, вызванного кризисом национальной идентичности и усилением сепаратистских движений на окраинах; противоречивый характер некоторых норм международного права, позволяющий достигать неправых целей ложно понятыми правовыми средствами; сохранение и углубление основополагающих принципов демократического устройства; сильнейшее влияние институтов традиционного общества и незавершенность модернизационного проекта.
Дана классификация адаптационным стратегиям иммигрантских сообществ в российских регионах. Выявлены различия существующие в этом отношении между различными этническими группами (азербайджанской, чеченской, китайской, таджикской и другими) и факторы (социальные, ментальные и т.д.), влияющие на эти различия. Проанализирована роль этнического бизнеса в жизнедеятельности иммигрантских сообществ.
В ходе реализуемого проекта по исследованию женской религиозности в Пермском крае удалось установить: причины роста религиозности связаны не с автоматическим восполнением духовной лакуны, накопившейся за советские годы, а скрыты в психологических механизмах мировосприятия отдельно взятого человека. Различны не только формы идентичности, но и мотивация верующих: большинство из них молится не в силу абстрактной религиозной убежденности, т.е. не по религиозным причинам, а по психологическим и практическим соображениям. Между тем верующие демонстрируют слабую осведомленность в вероучении. В их сознании переплетены религиозные компоненты и нетрадиционные исламские практики (фатализм, гадания, астрология).
Эмпирические данные проекта по политическим ориентациям мусульман Германии показывают, что ислам влияет на политические представления верующих (на формы поведения, представления об идеальной политической системе в зависимости от религиозного течения). Немецкие конвертиты в исламе – явление, распространенное именно среди восточных немцев (осси). В данном случае ислам выполняет компенсаторную функцию: восполняет духовный вакуум после крушения прежней системы ценностей. Они более активны в идейном плане и по сравнению с «традиционными» мусульманами.
Выявлены особенности и тенденции развития политических процессов на местном уровне в малых городах России. Определена их зависимость от функциональных особенностей городского поселения, числа и характера основных экономических акторов. На основе анализа изменений избирательной системы, механизмов выдвижения кандидатов и ведения предвыборных кампаний сделан вывод о том, что в отношении формирования органов государственной власти в России происходит не только сужение сферы применения выборов, но и определенная деградация данного института как механизма рекрутирования политической элиты. Это в свою очередь способствует росту критического отношения к данному институту в обществе, но и критического отношения к данной элите тоже.
Установлено, что отмена прямых выборов глав субъектов РФ и введение института «наделения полномочиями главы» ни в коей мере не снизили степени конкурентности в борьбе за пост главы региона, которая сохраняется на элитном уровне. В то же время роль арбитра на выборах глав субъектов РФ, ранее выполняемая электоратом, в новой схеме «наделения полномочиями» отведена Президенту РФ, политические процессы в регионах более диверсифицированы, нежели унифицированы, несмотря на изменение способа формирования властной элиты.
Сделан вывод о том, что оценивать степень политической диверсификации стало значительно сложнее, поскольку скрытые для исследователя особенности политической жизни в регионах в процессе прямых выборов выходили на поверхность и позволяли давать подобного рода оценки, в новых реалиях политическая сфера стала более закрытой и замкнутой на властную элиту. Логически завершив курс на «централизацию» и построение властной вертикали отменой прямых выборов глав проводимый политический курс натолкнулся на естественные границы данного процесса, в связи с чем в России обозначился ряд серьезных проблем в государственном управлении.
В 2007 году сотрудниками Пермского филиала ИФиП УрО РАН совместно с Государственным общественно-политическим архивом Пермского края начата работа по систематизации и подготовке к изданию хранящихся в архиве коллекций агитационных предвыборных материалов.