Социальная консолидация российского общества: механизмы ценностно-институционального обеспечения
Роль конституционного права не сводится лишь к закреплению традиционных ценностей и тем самым обеспечению повышенной конституционно-правовой охраны данных ценностей. Традиционные ценности комплексно и системно встраиваются в конституционно-правовую материю, что оказывает правовое воздействие на российскую правовую систему в целом. В связи с этим представляется необходимым формировать правосознание будущих юристов на основе понимания связи традиционных ценностей с ключевыми понятиями, концептами и принципами современного российского конституционного права (Руденко В.В.);
Категории «жизнь», «достоинство», «права и свободы человека» составляют аксиологическую основу для конституционного статуса личности. Вместе с тем в контексте традиционных ценностей важно понимание данных категорий как определённых ориентиров, лежащих в основе мировосприятия граждан Российской Федерации, а не с позиции механизмов гарантирования со стороны государства. В таком понимании достоинство связано с самоуважением и самоценностью, жизнь, права и свободы как ценности задают формат отношения гражданина к другим лицам. Традиционные ценности оказывают влияние на содержательное наполнение всех групп прав человека, а также на механизмы их гарантирования: личные права (например, право на жизнь (ст. 20), право на достоинство (ст. 21), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), социально-экономические права (например, право на социальное обеспечение (ст. 39), право на труд (ст. 37), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), духовно-культурные права (право на образование (ст. 43), право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44), право на пользование родным языком (ч. 2 ст. 26) (Руденко В.В.);
Проанализированы механизмы обеспечения консолидации, закреплённые в Конституции Российской Федерации, документах стратегического планирования и текущем законодательстве. Сделан вывод, что данные механизмы будут совершенствоваться в общем тренде признания необходимости мирного сосуществования разнообразных социальных групп, представленных в российском обществе, на базе уже закреплённых в российском праве социокультурных и духовно-нравственных ценностей. В качестве перспективных выделены следующие направления: научно-образовательное воздействие на социокультурный интеграционный процесс, развитие институциональной основы обеспечения социальной солидарности; задействование интеграционного социокультурного потенциала федерализма; вопросы деятельности религиозных организаций и подготовки религиозных служителей; задействование СМИ для формирования гражданского самосознания; вопросы контроля реализации документов стратегического планирования (Руденко В.В.);
Становление Союзного государства Беларуси и России вписано в сложный многоуровневый контекст международных и внутриполитических процессов, которые во взаимосвязи определяют возможности и закладывают ограничения для реализации объединительных стратегий. Исследованы причины замедленного характера интеграционного процесса в условиях международной среды, которая предрасполагает к становлению интеграционных объединений, а также в рамках внутриполитических закономерностей. Предложен один из возможных интеграционных векторов, нуждающихся в комплексном развитии и правовом и институциональном обеспечении. Данный вектор предполагает осуществление многоуровневой политики идентичности, которая имеет целью формирование согласованной политической общности в основе союзного государства. Показано, что осуществление данной политики возможно только в рамках развития согражданственности. Сформулированы некоторые направления данной политики, которые в настоящее время не в полной мере раскрыли свой объединяющий потенциал и нуждаются в дальнейшем совершенствовании (Панкевич Н.В.).