В 1996–1997 гг. учеными-юристами научные разработки велись по следующим основным направлениям:
– конституционное судопроизводство в России и США;
– проблемы договорного права;
– социологический аспект правопонимания;
– правотворческий процесс в субъектах РФ.
Результаты исследований выразились в разработке теоретических основ и практических вопросов договорного регулирования отношений между Российской Федерацией и ее субъектами, теоретических и практических вопросов регионального правотворчества, теории механизма договорного регулирования. Изучены также основные направления деятельности Конституционного суда США, опыт организации и деятельности местных органов власти в развитых зарубежных странах, соотношение закона и актуального права в правовых системах стран Древнего мира.
C 1998 года по настоящее время усилия сосредоточены на изучении различных аспектов регионального законодательства и проблем законодательного и договорного регулирования. В координационной программе «Гражданское общество и государство» эти направления были сформулированы следующим образом:
– федеративные начала становления новой российской государственности, правовой и экономической системы;
– закон и договор в условиях становления новой российской государственности и частного права.
В рамках первого направления проводились системные исследования региональных правотворчества и законодательства с трёх точек зрения: теоретической (выстраивание системы соответствующих понятий), практической (освещение практики регионального правотворчества, обзорно-сравнительный анализ действующего законодательства субъектов РФ), методической (предоставление рекомендаций по организации и ведению работ в сфере правотворчества, в том числе формулировка нормативных положений, которые можно использовать при подготовке конкретных законопроектов).
Один из важнейших результатов исследований - разработка научных и методических основ системы правовых актов и правотворческого процесса субъекта РФ. Впервые в России проблематика правовых актов субъектов Федерации разработана на высоком уровне системности, полноты и детализации, выявлены их основные группы и виды, определены взаимосвязи между ними. Выработаны общие основы правотворческого процесса в субъекте и его детализированные параметры в отношении отдельных видов правовых актов. Сделан общий вывод о том, что на начальном этапе формирования регионального законодательства не удалось избежать как общих, так и частных недостатков: а) пока не достигнут необходимый уровень системности формирования, в том числе с точки зрения согласованности регионального законодательства с федеральным; б) региональные законы зачастую допускают обширное и неоправданное дублирование федеральных, что ведет к загромождению и запутыванию законодательного массива; в) многие из них противоречивы и имеют низкий уровень законодательной техники; г) сам законодательный процесс пока не проработан должным образом.
Отделом права предложены решения, позволяющие преодолеть негативные тенденции в региональном правотворчестве: требования к региональным законам, принципы регионального правотворчества и рекомендации по его совершенствованию, повышению качества нормативных правовых актов и регионального законодательства в целом. Был сделан вывод, что в сфере совместного ведения РФ и ее субъектов федеральный закон должен регулировать отношения с той степенью полноты и детализации, какая необходима и достаточна на федеральном уровне, при этом из сферы его регулирования исключаются только те вопросы, которые целесообразно урегулировать на уровне субъектов РФ. Законы субъектов, не дублируя федеральные, осуществляют регулирование по предметам совместного ведения только в той мере, в какой это необходимо для учета региональных особенностей. В большинстве случаев основная регулятивная нагрузка должна лежать на федеральном законодательстве, в соответствии с которым субъекты РФ при необходимости осуществляют дополнительное региональное правовое регулирование (можно сказать – доурегулирование). По некоторым вопросам (например, организация и деятельность региональных органов государственной власти) доля субъектов в правовом регулировании должна преобладать над долей Центра. Реализация такого подхода обеспечивает необходимую степень единства, унификации, согласованности и обозримости нормативно-правовой системы РФ.
Сделанные выводы полностью подтвердились процессами, начавшимися в 2000 г. в региональном законодательстве, и были восприняты силами, проявившими политическую волю Центра по наведению порядка в региональном правотворчестве. Значимость полученного результата обусловлена его направленностью на удовлетворение острой потребности регионов в научно-методическом обеспечении своей законодательной деятельности и повышается за счёт его перевода в плоскость законодательных положений и научно-методических рекомендаций по совершенствованию регионального законодательства.
Кроме того, исследовались проблемы правового регулирования лоббизма, форм гражданского участия и институтов прямой демократии. В частности, проанализирована структура лоббистского отношения, проведена типология лоббизма, изучены основные стратегии его регулирования в различных странах. Сделан вывод о целесообразности регулирования лоббизма в РФ и ее субъектах путем принятия ряда нормативных правовых актов, регулирующих отдельные связанные с ним отношения. Впервые в научной литературе проанализированы модели прямого народного правления, определяемые системой действующего законодательства; на основе дифференциации «мобилизационных» и «согласительных» политических систем обоснована методология исследования конституционно-правовых институтов прямой демократии в современном обществе; с использованием методов сравнительного правоведения исследованы две группы конституционно-правовых институтов прямой демократии (институты, регулирующие прямое правотворчество граждан и принятие ими управленческих решений; институты, обеспечивающие прямое участие граждан в формировании системы публичной власти); выявлены и проанализированы типичные модели современных конституционно-правовых институтов прямой демократии.
При разработке научного направления «закон и договор в условиях становления новой российской государственности и частного права» договор исследовался не только (и не столько) как юридический факт, на основе которого возникают правовые отношения, а прежде всего как правовой акт – регулятор правовых отношений. Договорное регулирование рассматривалось системно с точки зрения как всех его элементов (нормативно-правовой основы, договоров, судебных актов и др.), так и его динамики (стадии издания и общего действия правовых норм, формирования договора, возникновения и развития договорного правоотношения и др.). В результате сформулированы основы общей теории договорного регулирования (понятие, предмет, правовой режим договоров и др.) и его механизма в особенности. Обоснован взгляд на договорное регулирование как правовое регулирование, осуществляемое в единстве и взаимодействии его общенормативного и индивидуального компонентов. Новизна исследования состоит в системном, динамическом подходе к договору, который позволил выявить его новые юридические свойства и тем самым обогатить юридическую науку новыми теоретическими конструкциями и выводами.
Разработаны понятие и структура договорного права, проблемы его взаимодействия с другими гражданско-правовыми нормами и нормами публично-правовых отраслей. Обоснован вывод о делении договорного права на общую и специальную части, а последней – на структурные элементы в зависимости от принадлежности норм к тому или иному типу, подтипу, разновидности договора. Разрешение проблемы изменения субъектного состава гражданско-правового договора с широких позиций (рассматривалось изменение субъектного состава не только обязательства как правоотношения, но и договора как правового акта, изменение не только сторон, но и иных лиц, имеющих отношение к договору, в частности третьих лиц) внесло вклад в научное обеспечение правильного применения норм договорного права, в том числе судами.
Разработаны важные аспекты проблематики мирового соглашения в арбитражном процессе, сделан принципиальный вывод, что такое соглашение является гражданско-правовым договором, правовой режим которого осложнен процессуальными элементами. Данный подход поможет скорректировать в правильном направлении судебную практику. Также сделан вывод, что одной из самых значимых современных тенденций в правовом регулировании выступает расширение сферы договорного регулирования на те виды отношений, которые ранее договором вообще не регулировались, в частности – налоговые, бюджетные отношения.
С использованием методов математической логики впервые в научной литературе предложена и всесторонне изучена невригтовская интерпретация знаменитого тезиса Г.В. Лейбница о формальной взаимосвязи юридических (нормативных) и алетических (аристотелевских) модальностей. Г.Х. фон Вригт зафиксировал аналогию структур (толерантность, но отсутствие эквивалентности) этих двух видов модальностей на уровне модальной логики. Установлена структурно-функциональная эквивалентность этих двух видов модальностей на уровне алгебры поступков – дискретной математической модели системы ригористического (двузначного) естественного права. В рамках разработки проблем современного правоотношения дискретное математическое моделирование естественного права как системы привело к расширению множества перформативно различных унарных морально-правовых операций (ценностных функций) двузначной алгебры поступков до более чем 800. Возникшая «критическая масса» функций позволила рассмотреть достаточно сложные их комбинации и обнаружить теоретически и практически интересные следствия из двузначной математической модели естественного права. В частности, были строго доказаны в качестве теорем такие нетривиальные (с содержательной точки зрения) формально-аксиологические уравнения, как «равенство распределения равноценно разрушению производства», «частная монополия равноценна конкуренции» и т.п. Усилия по преодолению парадоксальности этих теорем привели к уточнению и формализации юмовского принципа взаимной автономии соответствующих оценок (норм) и фактов. Более того, была строго доказана формально-аксиологическая эквивалентность соответствующих друг другу алетических и деонтических модальностей.
Наконец, значительное место в исследованиях отводилось общим проблемам теории и философии права. Основная идея была сформулирована С.С. Алексеевым так: «У человечества нет иного пути и иного способа решения глобальных проблем и трудностей, грозящих тяжкими последствиями для человеческого рода, как поставить в самый центр жизни людей современное право. Только оно, право, способно противостоять вполне возможной катастрофе, которая грозит человечеству в обстановке «грядущей анархии», «вольницы» ненасытного и изощренного потребительства, притом, увы, в условиях, казалось бы, близкого всеобщего процветания». Сделан вывод, что право третьего тысячелетия может быть охарактеризовано как право цивилизованных народов, наиболее существенными в понимании которого с юридической стороны являются три момента: а) уже состоявшаяся или во всяком случае с достаточной строгостью определившаяся перестройка юридической системы в соответствии с началами прав человека; б) центральное положение права как регулятора в обществе; в) концентрация в юридических системах развитых демократических стран оптимальных юридических средств и механизмов, совершенных юридических конструкций, в том числе – соединение «чистых» правовых форм с культурой прав человека, а в итоге – явление крупномасштабного порядка, которое может быть охарактеризовано как процесс правовой конвергенции.
Изложенные С.С. Алексеевым идеи, подходы выводят правоведение на общий уровень современных знаний, открывают путь к тому, чтобы в полной мере раскрыть действительное значение права в жизни людей, которое – не исключено – окажется решающим в судьбе человечества.