Семья как ценность в витринах государственной культурной политики России
УДК 323 (470+571)
Кочухова Е.С., Вахрушева Е.А. Семья как ценность в витринах государственной культурной политики России // Вестник Пермского университета. Политология. 2024. Т. 18. № 4. С. 102-110. DOI: 10.17072/2218-1067-2024-4-102-110. список ВАК
В современной России одним из объектов внимания государственной культурной политики является семья. Конструирование ее нормативного образа обеспечивается как на уровне риторики стратегических документов, так и на уровне конкретных культурных проектов. На примере проведения Года семьи 2024 будут рассмотрены оба эти уровня, исследован вопрос о согласованности между ними. Семья как предмет заботы государства обычно находится в фокусе внимания исследований социальной политики, однако в них ценностно-нормативные инструменты политики освещаются крайне редко. В то же время исследования культурной политики посвящены в основном анализу стратегических документов или работе конкретных институций. Сравнения способов трансляции конкретной темы в различных культурных проектах или изучения тематических годов как ее инструмента не проводилось. Мы рассматриваем Год семьи как одну из официальных витрин, призванную продемонстрировать нормативный образ семьи. Мы выявим спектр ценностных коннотаций, содержащихся в текстовых и визуальных материалах официальных сайтов и на публичных страницах культурных событий федерального масштаба (согласно Федеральному плану Года). Соотнесем их с ценностными установками, содержащимися в стратегических документах (Основы и Стратегия государственной культурной политики РФ, Концепция государственной семейной политики РФ). Рассмотрим вопрос о целостности витрины культурной политики в отношении семьи.
*Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ No 23-18-00427.
The family is a major focus of state cultural policy in contemporary Russia. The representation of its normative image is facilitated both at the rhetorical level of strategic documents and through specific cultural projects. This article examines consistency between these two levels using the Year of the Family 2024 as a case study. Typically, the family as a subject of state interest is at the centre of social policy research, but the examination of value-normative policy instruments is rarely included in such analyses. Simultaneously, studies on cultural policy mostly focus on thE contents of strategic documents or the activities of particular institutions. This study highlights how a particular theme is conveyed through different cultural projects, as well as studies thematic years as a tool for this purpose. We regard the Year of the Family as an official showcase intended to illustrate the normative image of the family. The value connotations in textual and visual materials from federal cultural event websites and public pages (according to the Federal Plan of the Year) is analyzed. These connotations are correlated with the value systems contained in Russia’s strategic documents. The issue of the integrity of the showcase of cultural policy on the family is considered.
*The research was carried out at the expence of the grant from the Russian Science Foun-dation No 23-18-00427.
государственная культурная политика, семейные ценности, Год семьи, репрезентация ценностей, федеральные культурные проекты
state cultural policy, family values, Year of the Family, representation of values, federal cultural pro-jects