УДК 363.637

Трахтенберг А.Д.
Электронное правительство и электронные услуги: операционализация административной идеологии и тактики граждан // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– 2016.– Т. 16. Вып. 2.– С. 63-79.

В статье рассмотрен вопрос о том, каким образом происходит адаптация гражданами электронных дистанционных форм взаимодействия с органами власти. Показано, что концепт «электронное правительство», на основе которого осуществляется формирование инфраструктуры этого взаимодействия, связан с моделью государства как корпорации, предлагающей потребителям общественные блага, разработанной в рамках «нового государственного менеджмента». Операционализация данного концепта осуществляется через набор «электронных услуг» как конкретных разновидностей общественных благ. Операционализация осуществляется в логике исключения: электронные услуги должны вытеснить традиционные. Показано, что в этой логике построены существующие модели адаптации электронных услуг. Автор, исходя из тезиса об асимметричности отношений между органами власти и гражданами, выдвигает гипотезу о том, что граждане, применяя «тактики слабых» (М. де Серто), осуществляют не вытеснение, а включение («бриколаж») электронных услуг в традиционную «арку действий», ядром которой является личное [неформальное] взаимодействие с органами власти. Приведены данные социологического исследования, проведенного в Свердловской области и подтверждающего данную гипотезу. Сделан вывод, что успешнее всего «бриколаж» традиционных и электронных услуг осуществляют представители городского «среднего класса»: молодые, образованные, занятые в престижных сферах деятельности. Они являются главными получателями выгоды от перехода к «электронному правительству».

Abstract: The article deals with the question of citizens’ adoption of electronic forms of interaction with the authorities. It is shown that the concept of “e-government” is generated by the New Public Management (state as corporation offering public goods). Due to operationalization, “e-government” is transformed into a set of “e-services” as specific species of public goods. E-services must displace traditional ones (logic of exclusion). The author using the thesis of the asymmetrical relationship between the authorities and citizens hypothesizes that citizens’ “tactics of the weak” (M. de Certeau) are based not on the exclusion but in the inclusion (“bricolage”) of e-services in the traditional arch of action, the core of which is an informal interaction with the authorities. The data of the sociological survey conducted in the Sverdlovsk region confirms this hypothesis. Most successful “bricolage” of traditional and e-services is typical for representatives of the urban “middle class”: young, educated, with prestigious employment. They are the main beneficiaries of the transition to “e-government”.

Полный текст>>