2025 2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007
Историческая справка
Кадровый состав института
Основные направления научных исследований
Дирекция
Ученый совет
Совет молодых ученых
Сотрудники
Локальные  акты
Вспомогательные подразделения института
Контактная информация
Наука и университеты
Статус (главное)
Биография (в основных датах)
Биография (в избранных фотографиях)
Библиография (в избранных произведениях)
Литература и фильмы о С.С. Алексееве  (краткий библиографический список)
Признание и память (отдельные события и факты)
Мероприятия к 100-летию
Отдел права
Отдел философии
Удмуртский филиал по исследованию проблем этнополитики и государственного строительства
Лаборатория социально-политических коммуникаций
Сектор теоретической лингвистики и академических коммуникаций
Сектор истории и философии науки
Кафедра философии
Кафедра иностранных языков
Объявления
Информация для поступающих в аспирантуру
Информация для аспирантов
Кандидатские экзамены
Нормативно-правовая база подготовки научно-педагогических кадров РФ
Нормативно-распорядительные документы ИФиП УрО РАН
Научно-педагогический состав
Список аспирантов
Личный кабинет
Нормативно-правовые акты в сфере противодействия коррупции
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Прочие документы
Планируемые и проведенные в Институте
Конференции по направлениям
Поиск по конференциям
Планируемые и проведенные в 2025 году
Проведенные в 2024 году
Проведенные в 2023 году
Проведенные в 2022 году
Проведенные в 2021 году
Проведенные в 2020 году
Проведенные в 2019 году
Проведенные в 2018 году
Проведенные в 2017 году и ранее
Доклады наших сотрудников
Полезные ссылки
Семинары по направлениям
Поиск по докладчикам
Поиск по семинарам
Планируемые семинары
Ближайшие и проведенные в 2025 году
Проведенные в 2024 году
Проведенные в 2023 году
Проведенные в 2022 году
Проведенные в 2021 году
Проведенные в 2020 году
Проведенные в 2019 году
Поиск по авторам
Поиск по публикациям
2025 2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998 1997 и ранее
2025 2024
О журнале
Поиск по авторам
Поиск по статьям
2025 Том 25
2024 Том 24
2023 Том 23
2022 Том 22
2021 Том 21
2020 Том 20
2019 Том 19
2018 Том 18
2017 Том 17
2016 Том 16
2015 Том 15
2014 Том 14
2013 Том 13
2012 Вып. 12
2011 Вып. 11
2010 Вып. 10
2009 Вып. 9
2008 Вып. 8
2007 Вып. 7
2005 Вып. 6
2004 Вып. 5
2003 Вып. 4
2002 Вып. 3
2001 Вып. 2
1999 Вып. 1
О журнале
Поиск по авторам
Поиск по статьям
2025 Вып. 25
2024 Вып. 24
2023 Вып. 23
2022 Вып. 22
2021 Вып. 21
2020 Вып. 20
2019 Вып. 19
2018 Вып. 18
2017 Вып. 17
2016 Вып. 16
2015 Вып. 15
2014 Вып. 14
2013 Вып. 13
2012 Вып. 11-12
2010 Вып. 9-10
2009 Вып. 8
2007 Вып.7
2006 Вып. 6
2005 Вып. 5
2004 Вып. 4
2003 Вып. 3
2002 Вып. 2
2001 Вып. 1
О библиотеке
Поиск поступлений
2025 2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 и ранее
Система электронных библиотек (ИФП)
Издательства
Журналы
Другие библиотеки
Научные фонды
 
 Научные подразделения / Отдел философии / Проекты / Социальная консолидация российского общества: механизмы ценностно-институционального обеспечения  Версия для печати   Карта сайта     Language По-русски По-английски
 
Об отделе
Сотрудники
Направления научных исследований
Публикации
Научные связи
Мероприятия
Отчеты о деятельности отдела

Социальная консолидация российского общества: механизмы ценностно-институционального обеспечения

Выявлены темы и ценности, которые предлагают осмыслять своей аудитории площадки, экспонирующие современное искусство; представлен обзор ключевых аспектов человеческого бытия, проблематизированых на выставках современного искусства в Екатеринбурге в 2020-2023 гг. - наиболее часто в фокусе внимания оказывались личная история человека и его эмоции; проанализированы контексты, в которых они раскрывались - общий взгляд на репрезентацию человеческого бытия в исследованном материале позволяет утверждать, что выставки фокусировались на человеке как субъекте, проявляющем себя в эмоциях и аффектах.

Исследовано конструирование нормативного образа семьи в России инструментами культурной политики на примере проведения Года семьи-2024: впервые в отечественной практике проанализировано два уровня этого конструирования - стратегический (Основы и Стратегия государственной культурной политики РФ, Концепция государственной семейной политики РФ) и практический (конкретные культурные проекты Плана Года семьи), установлена корреляция между ними; выявлен спектр ценностных коннотаций, содержащихся в текстовых и визуальных материалах официальных сайтов и публичных страницах культурных событий федерального масштаба. Установлено, что на федеральном уровне витрина культурной политики в отношении семьи предстает целостной, культурные проекты транслируют общую тональность официального публичного дискурса, центральное место среди которых занимают традиционные ценности, национальное единство и историческая память.

Исследовано ценностное наполнение региональных культурных мероприятий, приуроченных к Году семьи-2024, в отношении с федеральной повесткой: в качестве поля исследования выбран Екатеринбург, где в их реализацию были вовлечены муниципальные, региональные и федеральные институты. Показано, что в федеральной повестке в качестве ценностей выступают многопоколенная семья, сохранение традиций, устойчивый во времени гетеросексуальный брак, установка на рождение детей и многодетность; тематические мероприятия не противоречили стратегическим ориентирам, но делали акцент на единении членов семьи через создание микро-традиций и поддержание своего быта (Вахрушева Е.А., Кочухова Е.С.);


Проведён сравнительный анализ данных социологических исследований по изучению институционального доверия в России с 2001 по 2023 гг. и результатов социологического мониторинга «Консолидирующие политические ценности и ключевые факторы повышения институционального доверия российских граждан», проведенного в августе 2024 года, определены ключевые факторы институционального недоверия российских граждан, проанализирована его динамика. Сделаны следующие выводы: 1) фактором, оказывающим наибольшее влияние на уровень политического институционального доверия, является возраст гражданина; 2) ключевые причины динамики общего уровня политического институционального доверия – крупные внешне- и внутриполитические события, где рост доверия обусловлен эффектом «сплочения вокруг флага» на фоне внешнеполитических побед, а его падение - с внутриполитическими проблемами; 3) существует взаимосвязь между основным источником получения информации гражданина и его уровнем политического институционального доверия (Виноградова И.М.);


Исследованы различные перспективные модели социальной политики в свете осмысления кризиса общества труда и соответствующих тенденций (автоматизации и роботизации производства, прекаризации, роста социально-экономической нестабильности), проведён сравнительный анализ двух основных перспективных моделей социальной политики - универсального базового дохода и универсальных базовых услуг; показано, что обе подразумевают отождествление кризиса в сфере наёмного труда в условиях современного капитализма с кризисом человеческого труда как такового. Выдвинут тезис, согласно которому сегодня потребность в человеческом труде не снижается, а растёт, причём в социальной сфере: в областях заботы (care work), образовании и медицине - иными словами, имеет место двойная потребность в социально ориентированной политике: в увеличении трудозатрат (что снимает проблему грядущей массовой безработицы) и решении растущих социальных проблем (старение населения, демографический кризис в ряде развитых и развивающихся стран, включая Россию). Сделан вывод о том, что рассмотренные тенденции подразумевают растущую роль перераспределительной политики государства.

Рассмотрены перспективы социального государства в условиях автоматизации, проанализированы фаталистические стратегии, предполагающие неизбежность технологического замещения человеческого труда, и предложена альтернативная перспектива, основанную на максимизации качества и количества труда в социальной сфере. Подчеркнута важность развития профессиональных компетенций работников, улучшения условий труда и инвестирования в качество образования и медицины, продемонстрированы преимущества ориентации на качество услуг в социальной сфере - низкокачественные автоматизированные услуги ослабляют человеческий капитал, делая его более уязвимым перед автоматизацией; напротив, максимизация качества и количества труда способствует развитию человеческого потенциала и укреплению социальных институтов; показано, что сокращение числа учеников в классах и увеличение времени, уделяемого каждому пациенту в медицинской практике, могут существенно повысить качество предоставляемых услуг и снизить количество ошибок. Предложено переосмыслить ключевые вопросы: не заберет ли автоматизация рабочие места? каким должно быть будущее общество – ориентированным на минимизацию труда и базовое обеспечение или на развитие и совершенствование человеческих возможностей? Сделан вывод, что создание условий для полноценного развития человека и качественного социального взаимодействия может стать важным шагом к построению общества, где технологии служат для поддержания и улучшения человеческого потенциала, а не для его замещения.

Проанализированы противоречия политической борьбы левых в развитых западных странах, показано, что все чаще их теория и практика приводят не к консолидации общества, а к росту недоверия и разобщенности, и что по мере роста постматериалистических ценностей левая политическая борьба все чаще фокусируется на перерождающихся в неразрешимые культурные войны политиках идентичности, представляя общество фактически вечным вместилищем сил угнетения, культурного присвоения, микроагрессии и тому подобного. Выдвинут тезис о необходимости радикального переосмысления идеи коммунизма - движение к её воплощению не обязательно рассматривать как нечто связанное прежде всего с эмансипацией; коммунизм может иметь собственную сильную культурную программу, нацеленную на единство культурного пространства, общее благо и диалог, и противостоять прежде всего силам экспрессивного индивидуализма и нарциссизма, которыми современная, прежде всего западная, культура все больше и больше пропитывается - в контексте поисков Россией собственного пути развития в ответ на крайне спорные западные идейные и ценностные тренды такая интерпретация может быть вдвойне актуальной.

Поставлен вопрос о том, чему противостоят российские традиционные ценности, утверждаемые в официальных документах; обосновано, что дискурсы о них могут создавать иллюзию стремления России к архаике – противостоянию самому Модерну; продемонстрировано, что ценности, представляемые в качестве традиционных российских (жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья и т. д.) гораздо ближе к базовым ценностям Модерна, чем наиболее трендовые прогрессистские и леволиберальные ценности и идеологии на Западе, влияющие на политику идентичности. Показано, что во многих западных странах Модерн, делающий акцент на «автономной личности», пришел к самоотрицанию: «экспрессивный индивид» начал отрицать вообще любые препятствия на пути к самореализации, включая такие базовые ценности Модерна, как стремление к объективной истине, моральный универсализм и т. д. - соответственно, попытки сформулировать базовый набор традиционных ценностей можно рассматривать как желание противостоять идее автономного индивида и экспрессивному индивидуализму. Сделан вывод, что Россия вполне может выбрать путь, который будет отличаться как от чистого традиционализма, так и от «альтернативного Модерна», так или иначе апеллирующего к идее автономного индивида.

Предпринята попытка переосмыслить дихотомию традиционного и модерного в свете дискуссии о путях цивилизационного развития России; продемонстрировано, что неприятие отечественными исследователями, общественными деятелями и политиками некоторых культурных тенденций в западном обществе нередко выливается в отрицание Запада через отрицание Модерна. Подобная дихотомия представляется избыточно «узкой»: многие явления западного общества, воспринимаемые как неприемлемые для российской цивилизации, обусловлены прогрессирующим индивидуализмом, который как феномен гораздо старше «современности» и для него другие ассоциируемые со словом «Модерн» явления (например, ориентация на научную рациональность, научно-технический прогресс) были и катализаторами, и препятствиями - соответственно, противоядие от него можно искать не только в Традиции; показано, что возможное направление такого поиска – в переосмыслении идеи коммунизма, которая может лечь в основу новых модернизационных проектов, нацеленных прежде всего на консолидацию общества и сопротивление культурной энтропии (Давыдов Д.А.);


Раскрыт потенциал солидарности как конституционно-правовой ценности в РФ, показана ее роль в противостоянии внутренним и внешним вызовам страны и ее место в системе конституционно-правовых ценностей России; сделан вывод, что солидарность соотносится с такими ценностями, как социальное государство, федерализм, доверие, справедливость, равноправие и др. Раскрыта корреляция концепта прав человека и солидарности - они не противостоят друг другу, а составляют основу конституционного правопорядка в определенном балансе индивидуализма и коллективизма, частных и публичных интересов, интересов индивида, общества и государства. Показано влияние солидарности на формирование конституционной идентичности России и общероссийской гражданской идентичности, выделены направления совершенствования российского законодательства в части регламентации механизмов гарантирования солидарности как конституционно-правовой ценности и обеспечения консолидирующих механизмов.

Проанализирована роль концепта социальной солидарности в документах стратегического планирования по признаку целеполагания на федеральном уровне, сделан вывод, что действующие документы отвечают основным векторам развития российского государства, заданным в ходе конституционной реформы 2020 г., а концепт солидарности тесным образом связан с понятием гражданского самосознания и составляющими его идеологемами. Сформулированы вопросы, требующие разрешения на законодательном уровне в целях повышения уровня солидарности в российском обществе (Руденко В.В.);


Показано, что в России по отношению к западной «культуре отмены» до недавних пор превалировали негативные оценки - этому способствовали ряд характерных для нее феноменов и наличие у России своего опыта «культуры отмены», обусловившего настороженное отношение; выявлено, что преобладающая в России оценка «культуры отмены» способствует игнорированию некоторых ее ключевых аспектов, а также некритической рецепции утрированной оценки данного феномена западными критиками правоконсервативной («республиканской») идеологической ориентации. Показано, что в последнее время оценки «культуры отмены» с почти исключительно негативных начинают меняться на умеренно позитивные; тем не менее, в российских условиях моральные и иные издержки, связанные с ее распространением, представляются неприемлемыми.

Рассмотрена роль катастроф, травм и жертв в становлении национальной идентичности, обосновано, что катастрофа, сопровождающаяся принесением жертв, мученичеством, страданиями, играет важнейшую роль в формировании новых общностей или трансформации уже существующих; в ситуации военных действий национальная общность получает возможность скорректировать имеющуюся идентичность на более актуальную, отвечающую современному состоянию дел - в этом обновлении ключевое значение имеет придание ясного смысла приносимым жертвам, страданиям и подвигам. На примере Германии и России показано, какие проблемы и двусмысленные ситуации возникают на этом пути; доказано, что российская политика памяти до сих пор стремится замаскировать разломы в отечественной истории XX–XXI вв., утверждая «преемственность» между ее периодами.

Представлен анализ двойной проблемы, встающей при изучении современного российского правящего класса — его адекватного теоретического описания и его самопозиционирования; рассмотрены основные парадигмы теоретического осмысления природы данного класса — как буржуазии, бюрократии и номенклатуры, показано, что, вне зависимости от адекватности описания правящего класса России в парадигмах буржуазии и бюрократии, в сложившейся ситуации ему предпочтительнее позиционировать себя в качестве наследника советской номенклатуры. Рассмотрен вопрос, почему в России на протяжении последних лет не сложилось ни национальной идеологии, ни ясной в плане общезначимых ценностей идейной определённости исторической субъектности; обосновано, что обретение последней зависит от природы правящих классов; показано, что современный российский правящий класс, сочетая черты бюрократии, буржуазии и советской номенклатуры, в силу своего происхождения изначально ориентирован на подражание заимствованным извне канонам и эталонам в самых разных областях общественной жизни, культуры, технологий и т. д. (Фишман Л.Г.).

Дизайн и программирование
N-Studio беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка православные знакомства, православный сайт творчeства, православные рассказы и стихи рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок
© 2006-2025
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА УрО РАН