Результаты фундаментальных исследований отдела за 2024 год
В 2024 год отдел вёл работу по направлениям Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021 – 2030 годы).
Тема НИР: Политическая философия в меняющемся мире, современные политические теории и методология политической науки (FUWZ-2024-0004).
Руководитель темы НИР: зав. отделом философии Русакова О.Ф.
Направление фундаментальных и поисковых научных исследований: 5.4.1. Политология
Раздел фундаментальных и поисковых научных исследований: 5.4.1.1. Морально-политическая регуляция современных обществ в национальном и глобальном аспекте
Тематическая рубрика ГРНТИ 11.01.11. «Современное состояние и перспективы научных исследований в области политических наук»:
Проведён сравнительный анализ результатов 15 крупных избирательных кампаний 2022 и 2023 годов в России, на которых применялась технология дистанционного электронного голосования (ДЭГ), для проверки гипотезы о различии результатов правящей и оппозиционных партий при сравнении традиционного «бумажного» и электронного голосований, а именно – о более «провластном» характере ДЭГ; в результате анализа данная тенденция частично подтвердилась, но полученная разница результатов не является статистически значимой для формирования однозначного вывода.
Выделены основные этапы внедрения ДЭГ в России с 2019 по 2023 годы, выявлены основные преимущества и недостатки его использования, предложен ряд тезисов в опровержение устойчивых представлений о последних; проверена гипотеза о влиянии ДЭГ на рост общей явки избирателей – кросстемпоральный сравнительный анализ 28 избирательных кампаний в период 2019-2023 гг. в разных регионах России показал отсутствие сильной корреляции (Виноградова И.М.);
Проанализированы особенности медиавоздействия политических партий на целевую аудиторию и влияние электоральной усталости на их позиционирование на примере партий «Новые люди» и «Партия пенсионеров»; на основе медиатекстов, опубликованных последней во время предвыборных кампаний 2020-2021 гг. в соцсетях и на официальном сайте, определены разновидности взаимодействия партии с медиавоздействием со стороны других акторов партийно-политической коммуникации; предложена типизация «контрастности» медиавоздействия, определяющая особенности и закономерности формирования новых тактик и стратегий партийно-политической коммуникации в информационном обществе (Голоскоков В.А.);
Проработана концепция начальных оснований построения национальной идеологии России, предполагающая усиление интеллекта (УИ) как альтернативу сильному искусственному интеллекту (AGI) – принципиальная новизна состоит в том, что подобного рода технологии на данный момент находятся в зачаточном состоянии: существуют лишь аналоги около-УИ (Neuralink), не обладающие всем необходимым функционалом полноценного экзокортекса. Представлены экзистенциальные угрозы AGI, обоснована целесообразность использования УИ как более «здоровой» и безопасной альтернативы ему (Иванченко М.А.);
Проанализированы основные этапы развития стратегического образовательного партнерства России и Китая как важного фактора роста мягкой силы ШОС и БРИКС, раскрыты главные направления деятельности сетевых университетов УШОС и УБРИКС, выделены ключевые проблемы дальнейшего институционального развития сотрудничества РФ и КНР в области интеграции образовательных программ и подготовки высококвалифицированных кадров для освоения экономического, технологического, социального и культурного пространства многополярного мира (Русакова О.Ф.);
Продемонстрирована актуальность исследования современного состояния теории и технологии «установления повестки дня» в условиях эрозии социально-политического проекта Модерна, усугубившейся возникшим в период пандемии феноменом «эпистемологического анархизма» и усилившимся эпистемологическим недоверием; показано, что в ситуации массового использования новых цифровых технологий (искусственного интеллекта, алгоритмов социальных сетей, Big Data, виртуальной реальности и др.) привычные СМИ утрачивают свои позиции, а классические феномены «лидеров мнений», «бутылочного горлышка», «привратника» и др. претерпевают существенные изменения и действуют по-новому в условиях пост-правды и массового распространения фейков. Сделан вывод об изменении принципов и источников формирования всех типов «повесток дня» (личной, межличностной, воображаемой) и необходимости серьёзного дополнительного изучения источников и механизмов функционирования «obtrusive» и «unobtrusive» проблем в последней, поскольку использование актуализированной технологии установления повестки дня может эффективно применяться для легитимации управленческих решений государственного и регионального уровней (Грибовод Е.Г., Моисеенко Я.Ю, Новиков Ю.В.).
Тематическая рубрика ГРНТИ 11.01.61. «Политические науки и философия»:
Изучена книга П.Н. Кондрашова «Девять мифов о философии Карла Маркса: От демифологизации к реконструкции изначальных идей» с целью выяснения, являются ли неверные трактовки философии Маркса главной причиной краха СССР и других социалистических проектов; показано, что главные проблемы, связанные с реконструкцией философии Маркса, обусловлены ее внутренней противоречивостью и незавершенностью, а не «мифами» – Маркса можно читать и как гуманиста, и как философа, взгляды которого оправдывают насилие и «воспитательный» авторитаризм. Некоторые «мифы» (Маркс - прометеанский мыслитель; материализм Маркса - апология бездуховности) являются полумифами, так как немецкий мыслитель не имел четко выраженной позиции по ряду вопросов; для многих людей (например, не приемлющих материалистической картины мира как таковой) его взгляды попросту неубедительны (Давыдов Д.А.);
Рассмотрен переход от гуманизма к трансгуманизму и далее постгуманизму, изучены основания таких подходов к пониманию телесного (физического) бессмертия человека, как иммортализм и эссенциокогнитивизм; в рамках представленных направлений исследована правомерность использования термина «постчеловек» в области социальной и политической активности и деятельного преображения реальности, объединены социальная философия, теория познания и онтология в попытке приблизиться к современной интерпретации постчеловека. Исследована подоплёка феномена иммортофобии как вшитого в культурный код страха бессмертия, поставлена проблема революции в политическом и социальном дискурсе вследствие появления бессмертных людей в результате научно-технической эволюции человека в постчеловека; показано, что политический дискурс являет собой идеальную площадку для исследования возможных взаимоотношений, интеракций, столкновений между человеком и новым типом, появившимся вследствие киборгизации, аугментации, переноса сознания, а также генетической терапии и генетического редактирования (Иванченко М.А.);
Выявлены характерные особенности философско-антропологического дискурса в истории русской журналистики второй половины XIX – начале XX вв.: на примере 30-летней истории журнала «Вопросы философии и психологии» рассмотрена тенденция перехода от абстрактно-просветительского и религиозного представления о человеке к социально-исторической концепции его сущностных сил; раскрыто в культурно-историческом контексте содержание статей и дискуссий А.А. Богданова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, М.О. Гершензона, Н.О. Лосского, П.Н. Милюкова, П.И. Новгородцева, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, П.Б. Струве, С.Н. и Е.Н. Трубецких, Б.Н. Чичерина, С.Л. Франка, Г.Г. Шпета и др.; отмечены такие особенности разработки философско-антропологической проблематики в журнале, как сильная психологическая ориентация и ориентация на методологию и теорию философии жизни.
Раскрыто содержание трех концептуальных подходов к обоснованию и разработке философско-политического проекта «мир без границ» (марксистского, анархического и неолиберального), выделены их характерные черты и особенности; подчеркнуто, что все три подхода в условиях кризиса однополярного мира и формирования предпосылок для установления полицентричной мировой системы подвергаются глубокой теоретико-практической трансформации.
На основе произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, трудов В.И. Ленина и других видных деятелей СССР раскрыты основные черты большевистского проекта построения в СССР Царства Разума - переформатирования взаимосвязи рационального и иррационального в условиях становления социалистического общества; отмечено, что построение Царства Разума получило свое воплощение в системе советского планирования, учета и контроля, однако на практике развитие данной системы породило ряд утопических проектов, ставших воплощением иррационального способа мышления (Русакова О.Ф.).
Проанализированы современные левопопулистские концепции, показана их основная уязвимость – за стремлением к справедливости и равенству нередко скрывается жажда привилегий и радикальная враждебность по отношению к тем, кого далеко не всегда обоснованно причисляют к угнетателям; выявлено, что противоречия левого популизма можно отнести к категории неразрешимых ввиду невозможности отличить борьбу за равенство от борьбы за частные интересы отдельных групп; определено, что в условиях, когда игры с нулевой суммой неизбежны, для бедных и социально уязвимых все более выгодными и привлекательными будут стратегии отстаивания собственных интересов в противовес популистским проектам, а также идее социализма per se, все чаще подразумевающей отказ от этих интересов без гарантий какой-либо отдачи в будущем.
Проанализирована концепция «общества сингулярностей» Андреаса Реквица, согласно которой в постиндустриальном обществе позднего модерна «логика общего» уступает «логике индивидуального» - сингулярного: наибольшую ценность имеют товары и услуги не массовые, а обладающие неповторимой культурной и символической ценностью. Показано, что, хотя Реквиц стремится указать на проблему чрезмерной «партикуляризации» общества и утраты «общего», он недооценивает проблемы, о которых пишет, и переоценивает положительные стороны «сингуляризации»; выявлено, что его представления об «обществе индивидуальностей», «новом среднем классе» и меритократическом характере новых элит крайне спорны: в наиболее «сингулярных» областях деятельности средний класс крайне малочислен, а в современных западных странах доминирующую культурную и политическую позицию занимают не умнейшие меритократы, а те, кто способен привлекать внимание самых широких масс и соответствовать их чаяниям (Давыдов Д.А.);
Проанализированы потенциал позитивистского и ценностно-нормативного подходов для концептуализации конформизма в предметном поле современной политической философии, а также ограничения, которые каждый подход имеет ввиду сложившейся традиции применения: первый видит участников политического процесса как абстрактные единицы, упрощая исследование их поведения, но не принимая во внимание их личные истории и социальный контекст («конформист» как «чёрный ящик», реагирующий на внешние импульсы с рациональными мотивациями); второй способен перенести исследование конформизма в аксиологическую плоскость, где на первый план выходят взаимосвязи между целями, определяемыми ценностями и культурой, и институциональными средствами их достижения, а также противоречия между целями и средствами (Моисеенко Я.Ю.);
Сделан подробный обзор книги Пола Колстё «Еретическое православие: Лев Толстой и Русская православная церковь», критически проанализированы выводы автора по поводу отношения Толстого к православию (это была знакомая ему с детства вера, в которой он был воспитан; в определенном смысле критику православия можно рассматривать как антитезу собственного учения Толстого, поскольку его контраргументы часто строились по православному образцу; иногда Толстой был в значительной степени согласен с православием; поскольку Толстой делал различие между учением официальной церкви, которое он отвергал, и живой верой простого народа, которой восхищался, православие олицетворяло для него связь с традицией в диахроническом смысле и с верующим народом — в синхроническом). Продемонстрированы наиболее ценные стороны исследования П. Колстё, связанные с анализом рецепции Толстым православных источников и с оценкой того, насколько многочисленные критики его учения (в особенности православные) признавали, критиковали или отвергали эту рецепцию (Степанова Е.А.).
Ожидаемый результат реализации ПФНИ в рамках темы НИР «Факторы и закономерности морально-политической регуляции современных обществ в национальном и глобальном аспекте»:
Определен ряд факторов формирующегося миропорядка: обострение отношений США и КНР, углубление сотрудничества стран глобального Юга (на примере отношений Китая со странами Латинской Америки и Карибского бассейна); охарактеризована роль гуманитарного сотрудничества, в частности медицинской дипломатии, в создании новых каналов международной коммуникации (Арсентьева И.И.);
Выявлены ключевые черты национальной идеи России в романах Виктора Пелевина, впервые исследованных как единая окталогия, включающая малоизученные произведения последних лет: «Generation П», «Empire V», «Бэтман Аполло», «iPhuck 10», «Transhumanism Inc.», «KGBT+», «Путешествие в Элевсин», «Круть»; с применением элементов мир-системного анализа определено содержание следующих составляющих национальной идеи страны в книгах серии: отношение к истокам (признание и воспроизведение совокупного исторического прошлого при критическом отношении к советскому и постсоветскому периодам), собственное место в мире (попытки интегрироваться в ядро мир-системы на установленных им правилах, сменяющиеся резкой оппозицией его гегемонии при сохранении зависимости), обоснование уникальности (обладание геополитическими ресурсами мирового значения, особенными культурой и менталитетом), историческая миссия (прекращение страданий человечества путём эсхатологической ликвидации капиталистической мир-системы и экономики), а также желательные коррективы (отказ от прямого восстания против сложившегося порядка в пользу «выключения» из него, свойственного мир-империям). Некоторые из этих характеристик рассмотрены в контексте гностического и буддийского компонентов общей философии творчества Пелевина, отмечено отражение в книгах автора концептов контрмодерна, классической геополитики и политической конспирологии.
Рассмотрена деятельность Арктического форума береговых охран (АФБО) в 2015-2022 гг.; выявлены причины успешности диалога РФ со странами Запада в данном формате – многоаспектная, более устойчивая к внешним потрясениям повестка, исключающая чувствительные для России вопросы, ориентация на потребности и подход береговых охран как правоохранительных организаций, недоступная другим силовым службам степень прозрачности, совместное учреждение форума Москвой и Вашингтоном, опора на опыт аналогичных институтов; отмечено, что более ранние форматы по вопросам безопасности – встречи начальников генеральных штабов стран Арктического совета и Круглый стол сил безопасности в Арктике – создавались как механизмы укрепления доверия между военными, которое при обострении отношений становится невозможным; сделан вывод о применимости опыта АФБО для налаживании сотрудничества с КНР в сфере противодействия незаконному промыслу, терроризму и экологическому экстремизму в центральной части Северного Ледовитого океана (Вепрев Е.А.);
Проанализировано соотношение доминант государственной культурной политики и репрезентаций городского досуга в советском игровом кино 1920-1930-х годов: исследованы эпизоды досуга, разворачивающиеся в трех ключевых локусах – дом, заведения общепита, клубы и дома культуры; реконструированы изменения в культурной политике относительно досуга в этих локусах – в 1920-е годы в негативном свете выступают домашний досуг и отдых в общепите, а на клуб возлагаются надежды по воспитанию советского человека, в 1930-х годах домашний досуг описывается в его положительных проявлениях, досуг в доме культуры и клубе теряет воспитательную функцию, становясь исключительно рекреативным, а отношение к заведениям общепита устанавливается двойственное; определено, что, за редким исключением, эти трансформации культурной политики находят отражение в кинематографе. Прослежено, как советское игровое кино 1920-1930-х годов позиционирует садово-парковые пространства и определяет нормы поведения в нём и как образы садов и парков в кинематографе соотносятся с государственной культурной политикой; выявлено, что кино 1920-х годов больше отображает реальное положение дел в парках и садах, нежели установки государственной культурной политики, в результате чего поведение посетителей практически никак не регламентируется; кино рубежа 1920-1930-х и первой половины 1930-х годов более политизировано, поэтому парки предстают в качестве дисциплинарных пространств, довольно жёстко диктующих нормы поведения; кино второй половины 1930-х годов продолжает следовать государственной культурной политике, последней тенденцией которого является деполитизация досуга и ненавязчивое внедрение норм этикетно приемлемого поведения в обществе (Воробьёва М.А., Кочухова Е.С.);
На примере журналов «Пионер» и «Костер», издаваемых в позднесоветский период, исследован инструментарий медиатизации советского общества в отечественной периодической печати; рассмотрены дискурсивные стратегии, лингвистические и языковые средства медиатизации внутренней и внешней политики СССР, раскрыта многогранность модели советского общества, проанализированы ключевые аксиологические константы и нравственные установки, транслируемые в отечественной детской прессе; показано, что такие издания могут рассматриваться в качестве мнемонических акторов, поскольку они формировали, адаптировали и реализовывали официальный дискурс политики памяти о Великой Отечественной войне; выявлен образовательный и воспитательный потенциал советских периодических изданий для детей и их роль в укреплении культурного суверенитета страны, сохранении исторической памяти и формировании государственной идентичности (Грибовод Е.Г.);
Исследованы социально-классовые противоречия современного общества, показано, что, несмотря на растущее экономическое неравенство в развитых странах, перспектива объединения всех эксплуатируемых и притесняемых с целью борьбы за социалистическое общество равенства и справедливости становится все более туманной; обосновано, что, чем богаче общество, тем больше разногласий между наемными работниками и претендентами на выражение их интересов, а не между капиталистами и пролетариатом – развитие производительных сил приводит не к восстанию эксплуатируемых против эксплуататоров, а к появлению большой и влиятельной социальной прослойки постматериалистов, чьи интересы идут вразрез с интересами значительной доли людей, испытывающих нехватку средств к существованию. Обоснованы два тезиса: 1) чем богаче культурное разнообразие общества, тем больше предпосылок для межгрупповых ценностных противоречий; 2) новые посткапиталистические общественные отношения способствуют не солидарности и творческому диалогу всех со всеми в формате «коммунизма знаний», а углублению индивидуализма; сделан вывод, что в эпоху «невозможности социализма» любая ведущаяся под левыми лозунгами политическая борьба неизбежно ведется в пользу одних социальных групп в ущерб интересам других.
Рассмотрен вопрос о перспективах союза представителей энвайронментализма и левых течений, нацеленных на решение проблем бедных и социально уязвимых, показано, что, несмотря на частую критику «зеленых» за их ориентацию на интересы среднего класса и игнорирование материальных проблем социальных «низов», современные левые теоретики все чаще ассоциируют решение проблемы глобального потепления с борьбой за материальные интересы эксплуатируемых и угнетаемых; тем не менее попытки «зеленых» сблизиться с «красными» сталкиваются с объективными реалиями, свидетельствующими о принципиальной разнице между интересами защитников окружающей среды и теми, кто сегодня нуждается в базовых материальных благах.
Оценены перспективы экологической критики капитализма, показано, что актуализация экологических тематик способствует появлению новых расколов среди левых теоретиков, свидетельствующих о внутренней противоречивости попыток сочетать классовую борьбу со стремлением максимально сохранить природу, поскольку сложная ситуация, с которой сегодня столкнулось человечество, требует мучительного выбора между материальным благополучием максимального количества людей и сохранением природы – иными словами, попытки поставить экологическую критику капитализма во главу угла левой политической теории приводят лишь к неразрешимым ценностным противоречиям; в такой ситуации консенсус среди всего разнообразия левых теоретиков не представляется возможным (Давыдов Д.А.);
Рассмотрен мета-нарратив, согласно которому секулярность и религия являются противоположностями, когда усиление одной стороны непременно влечет за собой ослабление другой; исследован распад этого мета-нарратива в постколониальной критике и в теории «множественных секулярностей», повлекший сомнение в адекватности исторической интерпретации секулярности в рамках модернизации как глобального процесса. Проанализирована история концепта «религия» в соотнесении с секулярностью, сделан вывод о том, что сегодня в силу бесконечного многообразия эмпирических проявлений религиозности их аналитическое описание затруднительно по причине отсутствия общего концептуального основания; рассмотрено утверждение о наступлении эпохи плюрализма как исследовательской стратегии соотношения секулярности и религии – ни одно из соревнующихся мировоззрений не может позиционировать себя в качестве финального арбитра систем предельных смыслов, что дает индивидам и сообществам право свободно конструировать свою религиозную идентичность. Сделан вывод, что в условиях кризиса прежней исследовательской стратегии наиболее адекватной оказывается мета-позиция как попытка оценить соотношение описываемой реальности и теоретических способов ее описания.
Рассмотрено радикальное переосмысление соотношения секулярности и религии в современный, так называемый пост-секулярный период, приведшее к возникновению множества концепций на эту тему; поставлен вопрос об адекватности привычных теоретических концептов секулярности и религии той реальности, которую они стремятся познать; рассмотрено противоречие между институциональной и индивидуальной религией, проанализированы различные теории новых типов религиозности (Степанова Е.А.);
Исследован ресентимент как концепция и феномен, показано какое отношение к современности имеет реальная и вымышленная классиками «аристократия», с позиций которой оспаривающие ее господство социальные группы обличаются в ресентименте; обосновано, что в ряде случаев правильнее вести речь о специфической, обусловленной положением социальной позиции — о «взгляде, обнаруживающем ресентимент»; показано, что ресентимент стал неустранимой нормой модерновых обществ.
Рассмотрена правомерность интерпретации образа героя произведения Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Павла Смердякова как «человека ressentiment» – показано, что автор действительно вывел его как тип, имеющий большое сходство с таковым, но не сводящийся к нему: пронизанный ресентиментом герой помещен в ценностный универсум, в котором надменный барский взгляд, ищущий ресентимент у других, не поощряется. Обосновано, что с позиции Достоевского, сочувствовавшего униженным и оскорбленным и отождествлявшим себя с ними, было невозможно последовательно встать на позицию ницшевско-шелеровского аристократа, ищущего ресентимент у бунтующего раба.
Исследован вопрос, почему, несмотря на давнее достижение достаточных для построения если не коммунизма, то социализма материально-технических условий, левые силы не могут этим воспользоваться и уступают инициативу силам правым, консервативным и даже реакционным, доказывается, что причиной такого положения дел является преобладание в мышлении левых либерального прогрессизма, в котором нет инструментария, позволяющего адекватно оценить причины «реакционных» симпатий широких масс и признать наличие у них хотя бы «оснований для беспокойства»; введено понятие ретропрактики, призванное описать внешне «реакционную» и «консервативную» сторону Модерна; выдвинута гипотеза, что упущение левых заключается в том, что они не могут всесторонне осмыслить значение ретропрактик, поскольку видят в них только «реакцию» и «консерватизм» в привычном понимании (Фишман Л.Г.).