2025 2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007
Историческая справка
Кадровый состав института
Основные направления научных исследований
Дирекция
Ученый совет
Совет молодых ученых
Сотрудники
Локальные  акты
Вспомогательные подразделения института
Контактная информация
Наука и университеты
Статус (главное)
Биография (в основных датах)
Биография (в избранных фотографиях)
Библиография (в избранных произведениях)
Литература и фильмы о С.С. Алексееве  (краткий библиографический список)
Признание и память (отдельные события и факты)
Мероприятия к 100-летию
Отдел права
Отдел философии
Удмуртский филиал по исследованию проблем этнополитики и государственного строительства
Лаборатория социально-политических коммуникаций
Сектор теоретической лингвистики и академических коммуникаций
Сектор истории и философии науки
Кафедра философии
Кафедра иностранных языков
Объявления
Информация для поступающих в аспирантуру
Информация для аспирантов
Кандидатские экзамены
Нормативно-правовая база подготовки научно-педагогических кадров РФ
Нормативно-распорядительные документы ИФиП УрО РАН
Научно-педагогический состав
Список аспирантов
Личный кабинет
Нормативно-правовые акты в сфере противодействия коррупции
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Прочие документы
Планируемые и проведенные в Институте
Конференции по направлениям
Поиск по конференциям
Планируемые и проведенные в 2025 году
Проведенные в 2024 году
Проведенные в 2023 году
Проведенные в 2022 году
Проведенные в 2021 году
Проведенные в 2020 году
Проведенные в 2019 году
Проведенные в 2018 году
Проведенные в 2017 году и ранее
Доклады наших сотрудников
Полезные ссылки
Семинары по направлениям
Поиск по докладчикам
Поиск по семинарам
Планируемые семинары
Ближайшие и проведенные в 2025 году
Проведенные в 2024 году
Проведенные в 2023 году
Проведенные в 2022 году
Проведенные в 2021 году
Проведенные в 2020 году
Проведенные в 2019 году
Поиск по авторам
Поиск по публикациям
2025 2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998 1997 и ранее
2025 2024
О журнале
Поиск по авторам
Поиск по статьям
2025 Том 25
2024 Том 24
2023 Том 23
2022 Том 22
2021 Том 21
2020 Том 20
2019 Том 19
2018 Том 18
2017 Том 17
2016 Том 16
2015 Том 15
2014 Том 14
2013 Том 13
2012 Вып. 12
2011 Вып. 11
2010 Вып. 10
2009 Вып. 9
2008 Вып. 8
2007 Вып. 7
2005 Вып. 6
2004 Вып. 5
2003 Вып. 4
2002 Вып. 3
2001 Вып. 2
1999 Вып. 1
О журнале
Поиск по авторам
Поиск по статьям
2025 Вып. 25
2024 Вып. 24
2023 Вып. 23
2022 Вып. 22
2021 Вып. 21
2020 Вып. 20
2019 Вып. 19
2018 Вып. 18
2017 Вып. 17
2016 Вып. 16
2015 Вып. 15
2014 Вып. 14
2013 Вып. 13
2012 Вып. 11-12
2010 Вып. 9-10
2009 Вып. 8
2007 Вып.7
2006 Вып. 6
2005 Вып. 5
2004 Вып. 4
2003 Вып. 3
2002 Вып. 2
2001 Вып. 1
О библиотеке
Поиск поступлений
2025 2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 и ранее
Система электронных библиотек (ИФП)
Издательства
Журналы
Другие библиотеки
Научные фонды
 
 Научные подразделения / Отдел философии / Результаты фундаментальных исследований отдела за 2024 год  Версия для печати   Карта сайта     Language По-русски По-английски
 
Об отделе
Сотрудники
Направления научных исследований
Публикации
Научные связи
Мероприятия
Отчеты о деятельности отдела

Результаты фундаментальных исследований отдела за 2024 год

В 2024 год отдел вёл работу по направлениям Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021 – 2030 годы).


Тема НИР: Политическая философия в меняющемся мире, современные политические теории и методология политической науки (FUWZ-2024-0004).

Руководитель темы НИР: зав. отделом философии Русакова О.Ф.


Направление фундаментальных и поисковых научных исследований: 5.4.1. Политология

Раздел фундаментальных и поисковых научных исследований: 5.4.1.1. Морально-политическая регуляция современных обществ в национальном и глобальном аспекте


Тематическая рубрика ГРНТИ 11.01.11. «Современное состояние и перспективы научных исследований в области политических наук»:


Проведён сравнительный анализ результатов 15 крупных избирательных кампаний 2022 и 2023 годов в России, на которых применялась технология дистанционного электронного голосования (ДЭГ), для проверки гипотезы о различии результатов правящей и оппозиционных партий при сравнении традиционного «бумажного» и электронного голосований, а именно – о более «провластном» характере ДЭГ; в результате анализа данная тенденция частично подтвердилась, но полученная разница результатов не является статистически значимой для формирования однозначного вывода.

Выделены основные этапы внедрения ДЭГ в России с 2019 по 2023 годы, выявлены основные преимущества и недостатки его использования, предложен ряд тезисов в опровержение устойчивых представлений о последних; проверена гипотеза о влиянии ДЭГ на рост общей явки избирателей – кросстемпоральный сравнительный анализ 28 избирательных кампаний в период 2019-2023 гг. в разных регионах России показал отсутствие сильной корреляции (Виноградова И.М.);


Проанализированы особенности медиавоздействия политических партий на целевую аудиторию и влияние электоральной усталости на их позиционирование на примере партий «Новые люди» и «Партия пенсионеров»; на основе медиатекстов, опубликованных последней во время предвыборных кампаний 2020-2021 гг. в соцсетях и на официальном сайте, определены разновидности взаимодействия партии с медиавоздействием со стороны других акторов партийно-политической коммуникации; предложена типизация «контрастности» медиавоздействия, определяющая особенности и закономерности формирования новых тактик и стратегий партийно-политической коммуникации в информационном обществе (Голоскоков В.А.);


Проработана концепция начальных оснований построения национальной идеологии России, предполагающая усиление интеллекта (УИ) как альтернативу сильному искусственному интеллекту (AGI) – принципиальная новизна состоит в том, что подобного рода технологии на данный момент находятся в зачаточном состоянии: существуют лишь аналоги около-УИ (Neuralink), не обладающие всем необходимым функционалом полноценного экзокортекса. Представлены экзистенциальные угрозы AGI, обоснована целесообразность использования УИ как более «здоровой» и безопасной альтернативы ему (Иванченко М.А.);


Проанализированы основные этапы развития стратегического образовательного партнерства России и Китая как важного фактора роста мягкой силы ШОС и БРИКС, раскрыты главные направления деятельности сетевых университетов УШОС и УБРИКС, выделены ключевые проблемы дальнейшего институционального развития сотрудничества РФ и КНР в области интеграции образовательных программ и подготовки высококвалифицированных кадров для освоения экономического, технологического, социального и культурного пространства многополярного мира (Русакова О.Ф.);


Продемонстрирована актуальность исследования современного состояния теории и технологии «установления повестки дня» в условиях эрозии социально-политического проекта Модерна, усугубившейся возникшим в период пандемии феноменом «эпистемологического анархизма» и усилившимся эпистемологическим недоверием; показано, что в ситуации массового использования новых цифровых технологий (искусственного интеллекта, алгоритмов социальных сетей, Big Data, виртуальной реальности и др.) привычные СМИ утрачивают свои позиции, а классические феномены «лидеров мнений», «бутылочного горлышка», «привратника» и др. претерпевают существенные изменения и действуют по-новому в условиях пост-правды и массового распространения фейков. Сделан вывод об изменении принципов и источников формирования всех типов «повесток дня» (личной, межличностной, воображаемой) и необходимости серьёзного дополнительного изучения источников и механизмов функционирования «obtrusive» и «unobtrusive» проблем в последней, поскольку использование актуализированной технологии установления повестки дня может эффективно применяться для легитимации управленческих решений государственного и регионального уровней (Грибовод Е.Г., Моисеенко Я.Ю, Новиков Ю.В.).


Тематическая рубрика ГРНТИ 11.01.61. «Политические науки и философия»:


Изучена книга П.Н. Кондрашова «Девять мифов о философии Карла Маркса: От демифологизации к реконструкции изначальных идей» с целью выяснения, являются ли неверные трактовки философии Маркса главной причиной краха СССР и других социалистических проектов; показано, что главные проблемы, связанные с реконструкцией философии Маркса, обусловлены ее внутренней противоречивостью и незавершенностью, а не «мифами» – Маркса можно читать и как гуманиста, и как философа, взгляды которого оправдывают насилие и «воспитательный» авторитаризм. Некоторые «мифы» (Маркс - прометеанский мыслитель; материализм Маркса - апология бездуховности) являются полумифами, так как немецкий мыслитель не имел четко выраженной позиции по ряду вопросов; для многих людей (например, не приемлющих материалистической картины мира как таковой) его взгляды попросту неубедительны (Давыдов Д.А.);


Рассмотрен переход от гуманизма к трансгуманизму и далее постгуманизму, изучены основания таких подходов к пониманию телесного (физического) бессмертия человека, как иммортализм и эссенциокогнитивизм; в рамках представленных направлений исследована правомерность использования термина «постчеловек» в области социальной и политической активности и деятельного преображения реальности, объединены социальная философия, теория познания и онтология в попытке приблизиться к современной интерпретации постчеловека. Исследована подоплёка феномена иммортофобии как вшитого в культурный код страха бессмертия, поставлена проблема революции в политическом и социальном дискурсе вследствие появления бессмертных людей в результате научно-технической эволюции человека в постчеловека; показано, что политический дискурс являет собой идеальную площадку для исследования возможных взаимоотношений, интеракций, столкновений между человеком и новым типом, появившимся вследствие киборгизации, аугментации, переноса сознания, а также генетической терапии и генетического редактирования (Иванченко М.А.);


Выявлены характерные особенности философско-антропологического дискурса в истории русской журналистики второй половины XIX – начале XX вв.: на примере 30-летней истории журнала «Вопросы философии и психологии» рассмотрена тенденция перехода от абстрактно-просветительского и религиозного представления о человеке к социально-исторической концепции его сущностных сил; раскрыто в культурно-историческом контексте содержание статей и дискуссий А.А. Богданова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, М.О. Гершензона, Н.О. Лосского, П.Н. Милюкова, П.И. Новгородцева, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, П.Б. Струве, С.Н. и Е.Н. Трубецких, Б.Н. Чичерина, С.Л. Франка, Г.Г. Шпета и др.; отмечены такие особенности разработки философско-антропологической проблематики в журнале, как сильная психологическая ориентация и ориентация на методологию и теорию философии жизни.

Раскрыто содержание трех концептуальных подходов к обоснованию и разработке философско-политического проекта «мир без границ» (марксистского, анархического и неолиберального), выделены их характерные черты и особенности; подчеркнуто, что все три подхода в условиях кризиса однополярного мира и формирования предпосылок для установления полицентричной мировой системы подвергаются глубокой теоретико-практической трансформации.

На основе произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, трудов В.И. Ленина и других видных деятелей СССР раскрыты основные черты большевистского проекта построения в СССР Царства Разума - переформатирования взаимосвязи рационального и иррационального в условиях становления социалистического общества; отмечено, что построение Царства Разума получило свое воплощение в системе советского планирования, учета и контроля, однако на практике развитие данной системы породило ряд утопических проектов, ставших воплощением иррационального способа мышления (Русакова О.Ф.).


Тематическая рубрика ГРНТИ 11.15.11. «Политические концепции»​:


Проанализированы современные левопопулистские концепции, показана их основная уязвимость – за стремлением к справедливости и равенству нередко скрывается жажда привилегий и радикальная враждебность по отношению к тем, кого далеко не всегда обоснованно причисляют к угнетателям; выявлено, что противоречия левого популизма можно отнести к категории неразрешимых ввиду невозможности отличить борьбу за равенство от борьбы за частные интересы отдельных групп; определено, что в условиях, когда игры с нулевой суммой неизбежны, для бедных и социально уязвимых все более выгодными и привлекательными будут стратегии отстаивания собственных интересов в противовес популистским проектам, а также идее социализма per se, все чаще подразумевающей отказ от этих интересов без гарантий какой-либо отдачи в будущем.

Проанализирована концепция «общества сингулярностей» Андреаса Реквица, согласно которой в постиндустриальном обществе позднего модерна «логика общего» уступает «логике индивидуального» - сингулярного: наибольшую ценность имеют товары и услуги не массовые, а обладающие неповторимой культурной и символической ценностью. Показано, что, хотя Реквиц стремится указать на проблему чрезмерной «партикуляризации» общества и утраты «общего», он недооценивает проблемы, о которых пишет, и переоценивает положительные стороны «сингуляризации»; выявлено, что его представления об «обществе индивидуальностей», «новом среднем классе» и меритократическом характере новых элит крайне спорны: в наиболее «сингулярных» областях деятельности средний класс крайне малочислен, а в современных западных странах доминирующую культурную и политическую позицию занимают не умнейшие меритократы, а те, кто способен привлекать внимание самых широких масс и соответствовать их чаяниям (Давыдов Д.А.);


Проанализированы потенциал позитивистского и ценностно-нормативного подходов для концептуализации конформизма в предметном поле современной политической философии, а также ограничения, которые каждый подход имеет ввиду сложившейся традиции применения: первый видит участников политического процесса как абстрактные единицы, упрощая исследование их поведения, но не принимая во внимание их личные истории и социальный контекст («конформист» как «чёрный ящик», реагирующий на внешние импульсы с рациональными мотивациями); второй способен перенести исследование конформизма в аксиологическую плоскость, где на первый план выходят взаимосвязи между целями, определяемыми ценностями и культурой, и институциональными средствами их достижения, а также противоречия между целями и средствами (Моисеенко Я.Ю.);


​​​​​​Сделан подробный обзор книги Пола Колстё «Еретическое православие: Лев Толстой и Русская православная церковь», критически проанализированы выводы автора по поводу отношения Толстого к православию (это была знакомая ему с детства вера, в которой он был воспитан; в определенном смысле критику православия можно рассматривать как антитезу собственного учения Толстого, поскольку его контраргументы часто строились по православному образцу; иногда Толстой был в значительной степени согласен с православием; поскольку Толстой делал различие между учением официальной церкви, которое он отвергал, и живой верой простого народа, которой восхищался, православие олицетворяло для него связь с традицией в диахроническом смысле и с верующим народом — в синхроническом). Продемонстрированы наиболее ценные стороны исследования П. Колстё, связанные с анализом рецепции Толстым православных источников и с оценкой того, насколько многочисленные критики его учения (в особенности православные) признавали, критиковали или отвергали эту рецепцию (Степанова Е.А.).


Ожидаемый результат реализации ПФНИ в рамках темы НИР «Факторы и закономерности морально-политической регуляции современных обществ в национальном и глобальном аспекте»:


Определен ряд факторов формирующегося миропорядка: обострение отношений США и КНР, углубление сотрудничества стран глобального Юга (на примере отношений Китая со странами Латинской Америки и Карибского бассейна); охарактеризована роль гуманитарного сотрудничества, в частности медицинской дипломатии, в создании новых каналов международной коммуникации (Арсентьева И.И.);


Выявлены ключевые черты национальной идеи России в романах Виктора Пелевина, впервые исследованных как единая окталогия, включающая малоизученные произведения последних лет: «Generation П», «Empire V», «Бэтман Аполло», «iPhuck 10», «Transhumanism Inc.», «KGBT+», «Путешествие в Элевсин», «Круть»; с применением элементов мир-системного анализа определено содержание следующих составляющих национальной идеи страны в книгах серии: отношение к истокам (признание и воспроизведение совокупного исторического прошлого при критическом отношении к советскому и постсоветскому периодам), собственное место в мире (попытки интегрироваться в ядро мир-системы на установленных им правилах, сменяющиеся резкой оппозицией его гегемонии при сохранении зависимости), обоснование уникальности (обладание геополитическими ресурсами мирового значения, особенными культурой и менталитетом), историческая миссия (прекращение страданий человечества путём эсхатологической ликвидации капиталистической мир-системы и экономики), а также желательные коррективы (отказ от прямого восстания против сложившегося порядка в пользу «выключения» из него, свойственного мир-империям). Некоторые из этих характеристик рассмотрены в контексте гностического и буддийского компонентов общей философии творчества Пелевина, отмечено отражение в книгах автора концептов контрмодерна, классической геополитики и политической конспирологии.

Рассмотрена деятельность Арктического форума береговых охран (АФБО) в 2015-2022 гг.; выявлены причины успешности диалога РФ со странами Запада в данном формате – многоаспектная, более устойчивая к внешним потрясениям повестка, исключающая чувствительные для России вопросы, ориентация на потребности и подход береговых охран как правоохранительных организаций, недоступная другим силовым службам степень прозрачности, совместное учреждение форума Москвой и Вашингтоном, опора на опыт аналогичных институтов; отмечено, что более ранние форматы по вопросам безопасности – встречи начальников генеральных штабов стран Арктического совета и Круглый стол сил безопасности в Арктике – создавались как механизмы укрепления доверия между военными, которое при обострении отношений становится невозможным; сделан вывод о применимости опыта АФБО для налаживании сотрудничества с КНР в сфере противодействия незаконному промыслу, терроризму и экологическому экстремизму в центральной части Северного Ледовитого океана (Вепрев Е.А.);


Проанализировано соотношение доминант государственной культурной политики и репрезентаций городского досуга в советском игровом кино 1920-1930-х годов: исследованы эпизоды досуга, разворачивающиеся в трех ключевых локусах – дом, заведения общепита, клубы и дома культуры; реконструированы изменения в культурной политике относительно досуга в этих локусах – в 1920-е годы в негативном свете выступают домашний досуг и отдых в общепите, а на клуб возлагаются надежды по воспитанию советского человека, в 1930-х годах домашний досуг описывается в его положительных проявлениях, досуг в доме культуры и клубе теряет воспитательную функцию, становясь исключительно рекреативным, а отношение к заведениям общепита устанавливается двойственное; определено, что, за редким исключением, эти трансформации культурной политики находят отражение в кинематографе. Прослежено, как советское игровое кино 1920-1930-х годов позиционирует садово-парковые пространства и определяет нормы поведения в нём и как образы садов и парков в кинематографе соотносятся с государственной культурной политикой; выявлено, что кино 1920-х годов больше отображает реальное положение дел в парках и садах, нежели установки государственной культурной политики, в результате чего поведение посетителей практически никак не регламентируется; кино рубежа 1920-1930-х и первой половины 1930-х годов более политизировано, поэтому парки предстают в качестве дисциплинарных пространств, довольно жёстко диктующих нормы поведения; кино второй половины 1930-х годов продолжает следовать государственной культурной политике, последней тенденцией которого является деполитизация досуга и ненавязчивое внедрение норм этикетно приемлемого поведения в обществе (Воробьёва М.А., Кочухова Е.С.);


На примере журналов «Пионер» и «Костер», издаваемых в позднесоветский период, исследован инструментарий медиатизации советского общества в отечественной периодической печати; рассмотрены дискурсивные стратегии, лингвистические и языковые средства медиатизации внутренней и внешней политики СССР, раскрыта многогранность модели советского общества, проанализированы ключевые аксиологические константы и нравственные установки, транслируемые в отечественной детской прессе; показано, что такие издания могут рассматриваться в качестве мнемонических акторов, поскольку они формировали, адаптировали и реализовывали официальный дискурс политики памяти о Великой Отечественной войне; выявлен образовательный и воспитательный потенциал советских периодических изданий для детей и их роль в укреплении культурного суверенитета страны, сохранении исторической памяти и формировании государственной идентичности (Грибовод Е.Г.);


Исследованы социально-классовые противоречия современного общества, показано, что, несмотря на растущее экономическое неравенство в развитых странах, перспектива объединения всех эксплуатируемых и притесняемых с целью борьбы за социалистическое общество равенства и справедливости становится все более туманной; обосновано, что, чем богаче общество, тем больше разногласий между наемными работниками и претендентами на выражение их интересов, а не между капиталистами и пролетариатом – развитие производительных сил приводит не к восстанию эксплуатируемых против эксплуататоров, а к появлению большой и влиятельной социальной прослойки постматериалистов, чьи интересы идут вразрез с интересами значительной доли людей, испытывающих нехватку средств к существованию. Обоснованы два тезиса: 1) чем богаче культурное разнообразие общества, тем больше предпосылок для межгрупповых ценностных противоречий; 2) новые посткапиталистические общественные отношения способствуют не солидарности и творческому диалогу всех со всеми в формате «коммунизма знаний», а углублению индивидуализма; сделан вывод, что в эпоху «невозможности социализма» любая ведущаяся под левыми лозунгами политическая борьба неизбежно ведется в пользу одних социальных групп в ущерб интересам других.

Рассмотрен вопрос о перспективах союза представителей энвайронментализма и левых течений, нацеленных на решение проблем бедных и социально уязвимых, показано, что, несмотря на частую критику «зеленых» за их ориентацию на интересы среднего класса и игнорирование материальных проблем социальных «низов», современные левые теоретики все чаще ассоциируют решение проблемы глобального потепления с борьбой за материальные интересы эксплуатируемых и угнетаемых; тем не менее попытки «зеленых» сблизиться с «красными» сталкиваются с объективными реалиями, свидетельствующими о принципиальной разнице между интересами защитников окружающей среды и теми, кто сегодня нуждается в базовых материальных благах.

Оценены перспективы экологической критики капитализма, показано, что актуализация экологических тематик способствует появлению новых расколов среди левых теоретиков, свидетельствующих о внутренней противоречивости попыток сочетать классовую борьбу со стремлением максимально сохранить природу, поскольку сложная ситуация, с которой сегодня столкнулось человечество, требует мучительного выбора между материальным благополучием максимального количества людей и сохранением природы – иными словами, попытки поставить экологическую критику капитализма во главу угла левой политической теории приводят лишь к неразрешимым ценностным противоречиям; в такой ситуации консенсус среди всего разнообразия левых теоретиков не представляется возможным (Давыдов Д.А.);


Рассмотрен мета-нарратив, согласно которому секулярность и религия являются противоположностями, когда усиление одной стороны непременно влечет за собой ослабление другой; исследован распад этого мета-нарратива в постколониальной критике и в теории «множественных секулярностей», повлекший сомнение в адекватности исторической интерпретации секулярности в рамках модернизации как глобального процесса. Проанализирована история концепта «религия» в соотнесении с секулярностью, сделан вывод о том, что сегодня в силу бесконечного многообразия эмпирических проявлений религиозности их аналитическое описание затруднительно по причине отсутствия общего концептуального основания; рассмотрено утверждение о наступлении эпохи плюрализма как исследовательской стратегии соотношения секулярности и религии – ни одно из соревнующихся мировоззрений не может позиционировать себя в качестве финального арбитра систем предельных смыслов, что дает индивидам и сообществам право свободно конструировать свою религиозную идентичность. Сделан вывод, что в условиях кризиса прежней исследовательской стратегии наиболее адекватной оказывается мета-позиция как попытка оценить соотношение описываемой реальности и теоретических способов ее описания.

Рассмотрено радикальное переосмысление соотношения секулярности и религии в современный, так называемый пост-секулярный период, приведшее к возникновению множества концепций на эту тему; поставлен вопрос об адекватности привычных теоретических концептов секулярности и религии той реальности, которую они стремятся познать; рассмотрено противоречие между институциональной и индивидуальной религией, проанализированы различные теории новых типов религиозности (Степанова Е.А.);


Исследован ресентимент как концепция и феномен, показано какое отношение к современности имеет реальная и вымышленная классиками «аристократия», с позиций которой оспаривающие ее господство социальные группы обличаются в ресентименте; обосновано, что в ряде случаев правильнее вести речь о специфической, обусловленной положением социальной позиции — о «взгляде, обнаруживающем ресентимент»; показано, что ресентимент стал неустранимой нормой модерновых обществ.

Рассмотрена правомерность интерпретации образа героя произведения Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Павла Смердякова как «человека ressentiment» – показано, что автор действительно вывел его как тип, имеющий большое сходство с таковым, но не сводящийся к нему: пронизанный ресентиментом герой помещен в ценностный универсум, в котором надменный барский взгляд, ищущий ресентимент у других, не поощряется. Обосновано, что с позиции Достоевского, сочувствовавшего униженным и оскорбленным и отождествлявшим себя с ними, было невозможно последовательно встать на позицию ницшевско-шелеровского аристократа, ищущего ресентимент у бунтующего раба.

Исследован вопрос, почему, несмотря на давнее достижение достаточных для построения если не коммунизма, то социализма материально-технических условий, левые силы не могут этим воспользоваться и уступают инициативу силам правым, консервативным и даже реакционным, доказывается, что причиной такого положения дел является преобладание в мышлении левых либерального прогрессизма, в котором нет инструментария, позволяющего адекватно оценить причины «реакционных» симпатий широких масс и признать наличие у них хотя бы «оснований для беспокойства»; введено понятие ретропрактики, призванное описать внешне «реакционную» и «консервативную» сторону Модерна; выдвинута гипотеза, что упущение левых заключается в том, что они не могут всесторонне осмыслить значение ретропрактик, поскольку видят в них только «реакцию» и «консерватизм» в привычном понимании (Фишман Л.Г.).

Дизайн и программирование
N-Studio беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка православные знакомства, православный сайт творчeства, православные рассказы и стихи рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок
© 2006-2025
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА УрО РАН