Результаты фундаментальных исследований отдела за 2023 год
В 2023 году отдел вёл работу по направлениям Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021 – 2030 годы).
5.1 Философия
Анализ ключевых проблем в области философских исследований языка и сознания:
Изучена концепция М. Фуко, в соответствии с которой в каждый исторический период знание основывается на базовых концептуальных предположениях или специфических способах мышления (эпистемах), определяющих приемлемый дискурс о конкретном предмете и утверждающих, что должно быть истинным; в настоящее время они меняются с беспрецедентной скоростью, в результате чего перед социальными исследователями встаёт проблема замены существующего, но развивающегося способа мышления новым (Степанова Е.А.).
Философское обоснование цивилизационной безопасности Российской Федерации, опирающейся на долговременную стратегию развития собственного цивилизационного проекта и разработку проекта глобализации как всечеловеческого содружества культур:
Осуществлён анализ классовой подоплёки возникновения ресентимента – концепции, изначально сформулированной с правых идеологических позиций, однако взятой на вооружение также левыми и либералами, представлены причины, которые сделали возможным такой разворот. Подробно рассмотрены причины появления всё большего количества «лишних людей», отличительные черты этого социально-экономического феномена, а также современные стратегии решения данной проблемы и перспективы их реализации в условиях деглобализации. Проанализирована проблематика российских традиционных ценностей, обоснована потребность выработки социальных технологий для прояснения их смысла и согласования с потребностями сегодняшнего дня (Фишман Л.Г.);
Оценена суть и возможные последствия реформирования института аспирантуры, выдвинуто предложение о необходимости поддержания госструктурами и академическим сообществом конструктивного диалога для эффективной корректировки реализуемых мер, выделены ключевые отличия двух моделей аспирантуры и спрогнозированы трудности перехода на новую, предложены меры по дальнейшему повышению эффективности программ данной ступени высшего образования (Грибовод Е.Г., Ковба Д.М.).
Изучение мировоззренческих и философских мировых систем в их динамике:
Исследовано влияние идей французского Просвещения, философии К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина на воплощение в советской модели рационально организованного государственного планирования, учёта и контроля - на практике развитие Царства Разума было доведено до крайности, в результате чего на позднем этапе советского государства, напротив, доминировали иррациональные практики (Русакова О.Ф., Русаков В.М., Моисеенко Я.Ю.);
Предпринята попытка концептуальной реконструкции учения К. Маркса о социальном метаболизме: через критику редукции этого понятия современными экомарксистами до различных аспектов вещественно-энергетического обмена между обществом и природой доказано, что такая его форма является фундаментальной, но не единственной – развитие трудового метаболизма постепенно формирует своеобразные «миры»: мир природы, втянутой в деятельность человека; мир совместной деятельности как общественных отношений; мир материальной и духовной культуры; экзистенциальный мир индивида. Во всех этих мирах есть специфические модификации социального метаболизма, и все они скреплены его имманентными механизмами. Для обозначения их органической целостности введено понятие социального универсума – экология Маркса, таким образом, представляет собой общее социально-праксиологическое учение о мире, в котором существует человек и общество. Далее показано складывание этих универсумов в производственно-трудовом энергетическом обмене веществ между человечеством и природой; их формы, характерные для капиталистической формации, детерминируют антиэкологическую ресурсную и технологическую эксплуатацию природы как «неисчерпаемой кладовой», что приводит к системным противоречиям между её универсальным метаболизмом и логикой капиталистического социального метаболизма. В посткапиталистической формации, согласно Марксу, социальный метаболизм будет опосредован природосберегающими способами производства (Кондрашов П.Н.);
Показано, что быстрые изменения на уровне социума меняют убеждения, мотивы и ценности на уровне индивидов, а это, в свою очередь, меняет общество, делая решение проблемы соотношения бытия и сознания весьма неоднозначной, поскольку социальные изменения сосуществуют с мнениями, настроениями, ожиданиями людей в сложном взаимовлиянии. Рассмотрен набор ценностей, предложенный основоположниками гуманистической психологии для понимания природы человека как процесса, в частности, теория Карла Роджерса, верившего во врождённую склонность людей к личностному росту, который первоначально подразумевал углубление понимания и связи с самим собой, обучение общению с самим собой – процесс, неизбежно связанный с большим количеством сравнений с другими людьми. Теория Юма, утверждающая, что желания являются индивидуально необходимыми условиями поддержания мотивации к действию, интерпретирована в метафизических терминах: мотивы действий всегда обусловлены определённым представлением о реальности - однако в большинстве случаев причины человеческих поступков вряд ли могут быть выяснены с помощью узкоспециальных или метафизических теорий (Степанова Е.А.);
Изучены преимущества и недостатки перехода российских научных издательств на модель Открытого доступа: несмотря на благотворное влияние на цитируемость, она переводит актуальные проблемы научно-издательской деятельности в иную плоскость с новыми, не менее парадоксальными, ловушками, и не решает вопросов, связанных с рецензированием, финансированием, качеством издаваемых материалов – эта нагрузка возлагается на научные журналы (Попова Н.Г., Моисеенко Я.Ю.).
5.4 Политические науки
Выявление закономерностей морально-политической регуляции современных обществ в национальном и глобальном аспекте:
Доказано, что особенностью методологий М. Бернхарда и Я. Кубика, О.Ю. Малиновой и Д.Э. Летнякова в отношении понятия «режим политики памяти» является опора на акторно-центрированный, нарративный, дискурсивный и агональный подходы, показано, что важную роль в процессе конкретизации этих подходов сыграли исследовательские установки коллективной монографии, изданной под редакцией О.Ф. Русаковой «Официальный дискурс российской политики памяти о советском прошлом: стратегии интерпретаций. Акторы, коммеморативные практики» (Екатеринбург, 2022); разработано авторское определение понятия «государственный режим политики памяти», подчёркивающее доминирующий характер официального властного дискурса, предложена авторская модель типологизации режимов политики памяти. Раскрыты способы взаимосвязи и взаимовлияния дискурсов политики памяти и политики идентичности в современных российских реалиях, сделан вывод, что для большинства современных исследователей первый является лишь контекстуальным элементом второго как более объёмного понятия; представлено авторское видение государственной политики памяти, позволяющее понять механизмы её взаимосвязи с политикой национальной идентичности; проведён анализ символических образов Великой Победы и их ценностного содержания, исследуются характеристики теоретико-методологических задач, от успешного решения которых зависит конструктивное развитие поставленной проблематики. Доказано, что в условиях нарастания международной нестабильности и построения многополярного мира практика совместного развития мягкой силы России и Индии продолжает расширяться – среди источников укрепления стратегического партнёрства выделены деятельность национальных диаспор, продвигающих интересы и имидж своих стран, двустороннее сотрудничество в IT-технологиях, космических исследованиях, креативных индустриях, заметно увеличивающее ресурсную базу мягкой силы обеих держав (Русакова О.Ф.);
Обозначены факторы, способные привести к дальнейшему обострению отношений КНР и США, охарактеризованы перспективы реорганизации системы международных отношений в контексте интересов России (на примере расширения БРИКС), проанализированы новые тренды международного сотрудничества, включая возрастание значимости партнёрства в цифровой сфере под влиянием пандемии COVID-19, определена роль проекта «Цифровой Шёлковый путь» во внешней политике Китая (Арсентьева И.И.);
Отмечено, что значительная часть левых прогрессивных идей на Западе приводят к политике, противоречащей интересам бедных и социально уязвимых граждан: в то время как классический марксизм предполагал удовлетворение базовых потребностей всех без исключения, сегодня состояния «экзистенциальной безопасности» достигает лишь относительное меньшинство – оно проникается коммунистическими ценностями, часть которых неактуальна в мире, где большинство всё ещё сталкивается с материальной нуждой и дефицитом. Показано, что правые популисты и консервативные авторы на Западе стали популярны у рабочего класса и бедных, поскольку левые силы постепенно перестают представлять их интересы, формируя «постматериалистические» повестки (системное угнетение, гомофобия, расизм, сексизм, загрязнение окружающей среды) – симптомом нарастающего антагонизма являются всё более экономикоцентричные политические дискурсы республиканцев. Изучены попытки синтеза марксизма и концепций интерсекциональности – объединения всех угнетённых для борьбы за равенство/справедливость, демократию/свободу и общность/солидарность – которые по причине стремления сочетать несочетаемые интересы и социальные представления неспособны к поддержанию внутреннего единства в борьбе с капиталистической системой (Давыдов Д.А.);
Проанализированы страхи тотального и обезличенного бюрократического контроля, связанные с цифровизацией государственного управления, сделан вывод, что возможности и предел этой трансформации во многом определяются уже существующими административными традициями (Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д.);
Проведён дискурс-анализ текстов речей Президента России, затрагивающих проблематику семьи, семейных ценностей и связанных с ними демографических трансформаций общества, выделены такие основные черты, как акцент на воспроизводстве населения и решении проблемы его убыли, инструменталистский взгляд на семью, определение желательного количества детей, более активная апелляция к традиционным ценностям с 2012 года. Такой дискурс относится к категории «народ как сила»: будущее нации зависит от её количественного роста – стимулируется репродуктивное поведение женщин. Предлагается рассматривать дискуссию о традиционных семейных ценностях как часть более широкого консервативного поворота в российской политике (Ковба Д.М.);
На примере Свердловской области проанализировано распределение формальных полномочий в персонализированных бюрократиях – показано, что центр неформальной сети, составленный из клиентелы губернатора, концентрирует специфическое сочетание формальных полномочий: контрольно-надзорные (по отношению к региональной бюрократии), по назначениям и отставкам, особые финансово-бюджетные. Остальные полномочия распределены в сети относительно равномерно; паттерн проявляет себя на всём протяжении постсоветской истории региона. Предложен новый подход к измерению объёма формальной власти – на основе данных нормативно-правовых актов, бюджетных росписей и повесток заседаний органов власти (Мельников К.В.);
Предложен взгляд на международные интеграционные процессы через призму дискурса конформизма как адаптивной стратегии субъекта на мировой арене, которая может меняться вследствие давления со стороны «международного сообщества»; показано, что две основные теории международных отношений апеллируют к разным дискурсам конформистских ориентаций – нормативному и информационному (Моисеенко Я.Ю.).
Расширение компаративистских исследований и разработка исторических аспектов политических процессов:
Рассмотрены обстоятельства провозглашения Уральской республики в 1993 году, показано, что намерения руководства Свердловской области состояли в стремлении к обеспечению конституционного равенства субъектов Федерации, доказано, что юридические процедуры провозглашения республики были выполнены с нарушениями действовавшего законодательства, что привело к её ликвидации центром (Мошкин С.В.);
Показано, что глобальные кризисы во многом способствовали актуализации суверенной государственности, проведён анализ организационных реакций государств, совокупный эффект которых способствует восстановлению ими своей центральности в мировой политической системе. Рассмотрен один из специфических аспектов её кризиса – утрата легитимности международными судебными регуляторами, установлены проблемы их работы, связанные с превращением в инструменты доминирующих центров и надгосударственные властные инстанции, что приводит к оградительным реакциям со стороны государств и способствует деградации международной среды; предложены некоторые направления коррекции системного статуса этих регуляторов (Панкевич Н.В.);
Исследована репрезентация в раннем советском кинематографе тем эмансипации женщин и развития спорта: выявлена символическая иерархия личностных свойств «новой женщины», наиболее значимая из которых – готовность менять свою жизнь и жизнь других в идеологически правильном русле, показано, что данный образ, однако, не был активно востребован. В репрезентации спорта произошёл сдвиг, соответствующий государственной политике: в 1920-х он показан как индивидуальный энергичный весёлый досуг, в 1930-х – как дисциплинирующее здоровое коллективное времяпрепровождение (Воробьёва М.В., Кочухова Е.С.);
Выделены следующие типы дискурса гражданственности в российской и советской истории: дворянский, либерально-демократический, советский квазигражданственности, современный официальный патриотический, сделан вывод о доминировании в истории России официального, властного дискурса, выражавшего отношения неравенства между правящим сословием и большинством населения. Далее, показано, что значения обращений советского времени «товарищ» и «гражданин» менялись в ходе эволюции политического языка и отношений власти и населения; сквозь призму этих обращений социальное равенство было утопическим феноменом, воплощённым в риторических конструкциях, употребляемых по-разному в различных социальных средах и контекстах – в современном российском политическом языке отчасти сохраняется скрытое противопоставление обращений «товарищ» (среди военных и партийных структур) и «гражданин» (в отношении рядового населения) (Фан И.Б.);
Рассмотрены этапы цифровизации избирательного процесса как перехода к комплексной полуавтоматизированной электоральной модели, дан краткий обзор внедряемых на всех этапах организации и проведения выборов информационных и технических средств (Виноградова И.М.);
Выявлены основные аспекты, раскрывающие спорт как социо-гуманитарный феномен, установлен его полимодальный характер объекта междисциплинарного анализа. Проанализированы правовой, технологический и информационно-коммуникационный уровни цифровизации спорта, показано, что информационные технологии могут применяться в качестве инструмента усиления его (де)политизации (Иванов Д.С., Грибовод Е.Г.).
Изучение политических медиакоммуникаций в условиях цифрового общества:
Проведён анализ поддержки и освещения СВО в медиапространстве «старыми» («Партия пенсионеров», «Яблоко») и «новыми» («Новые люди», «Зелёная альтернатива») партиями: первые чаще используют технологии прайминга, развивая дискурс политики памяти и «вписывая» спецоперацию в коллективную историческую память, вторые активно обращаются к технологиям фрейминга; и те, и другие поднимают вопрос преемственности поколений – «старые» партии призывают к переосмыслению уроков прошлого, «новые» заявляют о надеждах на будущее. Также на примере «Новых людей» и «Партии пенсионеров» выявлены особенности агитации партий с учётом электоральной усталости, сделан вывод, что фокус на новизне нивелирует проблему доверия избирателей к парламентаризму. Далее были выделены разновидности юмористической тактики речевого поведения партии «Новые люди» в предвыборных кампаниях 2020 и 2021 гг.; проведён анализ применения ей ботов в социальных сетях, определены тактики их речевого поведения, уточнены их функция поддержки и распространения основных нарративов партии роль в увеличении вовлеченности адресатов (Голоскоков В.А.).
Общественное согласие в России и конструирование гражданской идентичности как способ его достижения:
Рассмотрен опыт переработки социальных и культурных травм (политических репрессий, депортации, эмиграции в СССР в XX в.) на основе изучения истории семьи и биографии её представителя, осуществлена реконструкция его мировосприятия, мироотношения, выявлены особенности этнической и профессиональной сторон его персональной идентичности, определены основные темы его фильмов - преодоление любых типов противопоставления своих и чужих людей, необходимость общественного и индивидуального признания других людей и принятия Другого в себе (Фан И.Б.).