История развития направлений научных исследований отдела (2000-2010 гг.)
С 2000 г. отдел философии разрабатывал следующие направления фундаментальных научных исследований:
– философские и политико-правовые концепции гражданского общества и государства, онтологические и социокультурные основания гражданского общества и государства;
- гражданское общество и государство в современной России: мир политического бытия;
– особенности функционирования современного гражданского общества: политико-правовые, коммуникативные и социокультурные аспекты;
– культурные, политические и массовые коммуникации в глобализирующемся мире: опыт дискурс-анализа.
Рассмотрена группа наиболее актуальных теоретико-методологических проблем научного осмысления гражданского общества в его отношении к государству:
– современные толкования дискурса «гражданское общество»;
– мультипарадигмальность понятия «гражданственность»;
– роль политической оппозиции в формировании гражданского общества;
– специфика общественных СМИ как институтов гражданского общества;
– культурные и социально-психологические предпосылки становления гражданского общества в современной России;
– гражданское общество в контексте процесса формирования наций;
– антиутопия как элемент общественного сознания в современном российском гражданском обществе.
Проанализировано преломление различных аспектов становления современного российского гражданского общества в отечественной фантастике, раскрыты ее общественно-политические функции, трансформация привычных идеологий и утопий в конструирующих социум фантастических произведениях. В этой связи рассмотрены проблемы «воспитания нового человека», прогрессорства, цивилизационного конфликта ценностей, противостояние идеологий и утопий.
В российской интеллектуальной традиции на основе межпоколенческого анализа выявлены четыре идейно-политические линии, в рамках которых осуществляется моделирование взаимодействия государства и гражданского общества: религиозно-философская (В. Соловьев, С. Булгаков, Н. Бердяев, Г. Федотов, И. Ильин, их современные последователи); консервативно-этатистская(евразийцы, сторонники концепции консервативной революции); либеральная (либеральный консерватизм и новый либерализм); революционно-радикальная (левые и правые радикалы). На основе анализа источников произведена реконструкция взглядов на государство и гражданское общество российских мыслителей, представляющих определенную идейно-политическую линию. В связи с этим исследования сотрудников отдела, начиная с 2000 года, охватывают широкий круг тем, связанных с философией религии, опытом российских революционных движений, либеральными теориями русских мыслителей.
Так, выделены особенности консервативно-либеральных концепций государства и гражданского общества, представленных в работах славянофилов, Б.Н. Чичерина, А.Д. Градовского, В.С. Соловьева, П.Б. Струве. Реконструированы взгляды представителей нового либерализма на взаимосвязь государства и гражданского общества, рассмотрены в содержательном плане кадетская стратегия формирования правового государства и гражданского общества, идеи П.И. Новгородцева о правовом государстве, взгляды С.А. Котляровского, Б.А. Кистяковского, С.И. Гессена и М.И. Туган-Барановского на проблемы формирования гражданского общества в России в начале ХХ в.
Проанализированы марксистские версии взаимосвязи государства и гражданского общества, представленные в работах В.И. Ленина, А.А. Богданова, советских обществоведов. Выявлена специфика современных неоевразистских и праворадикальных взглядов на вопрос о перспективах развития российских государственности и гражданского общества. Проведен структурный анализ дискурсивно-идеологических комплексов левого и правого радикализма, выделена и рассмотрена ранее не исследованная трансгенеративная линия российского радикализма, идущая от черносотенства к сменовеховству и национал-большевизму. Дана общая классификация и характеристика исторических форм радикализма, выделены его синтетические формы: большевизм, национал-большевизм, либерал-радикализм. Впервые предложен типологический анализ современных разновидностей радикализма: движение антиглобалистов, этнонационализм, неоевразийство. Разработана система следующих категорий: политический радикализм, политический экстремизм, прогосударственный экстремизм, сепаратистско-националистический экстремизм, тотальный радикализм, селективный радикализм, радикалистская ментальность.
Показаны проблемы и противоречия теологии, рассмотрены ее различные разделы в их развитии на протяжении двух тысячелетий христианской истории, проанализирована история происхождения классических теологических проблем. Рассмотрены основные теоретические аспекты протестантского подхода к толерантности. Совместно с учеными философского факультета Уральского государственного университета им. А.М. Горького переведены и изданы труды крупнейших современных западных теологов (К. Барта, Ю. Мольтманна, Д. Бонхоффера и др.).
Кроме того, рассмотрены проблемы развития отечественной и западноевропейской философской мысли в форме очерков, посвященных ее ключевым фигурам. Раскрыты особенности философских взглядов А.А. Богданова, А.В. Луначарского, В.И. Ленина, Н.И. Бухарина, А.М. Горького, участников философских дискуссий 20–50-х гг. ХХ в., авторов крупнейших философских работ советского периода. Особое внимание уделено культурно-историческому и политико-идеологическому контексту постановки и решения тех или иных философских вопросов.
Проанализирована проблема теологии власти в концепциях О. Шпанна, К. Шмитта, Л. Штрауса, Э. Фегелина. Впервые в отечественной научной литературе предложен краткий и содержательный анализ достаточно влиятельных в Европе и США, но до сих пор практически не известных в России теорий власти и государства. Предложен концептуально оригинальный анализ текстов мыслителей, сыгравших ключевую роль в развитии политической мысли – от Аристотеля до Хайдеггера. Продолжено изучение философии надежды Эрнста Блоха, дан системный анализ его философских, социологических, политических и эстетических взглядов, впервые в отечественной литературе предпринята попытка реконструкции его творческой биографии в контексте основных исторических событий ХХ в. и новой интерпретации истории ГДР.
Проанализирована роль средств массовой информации в процессе становления гражданского общества. Сделан вывод, что в современных отечественных условиях сформировалась специфическая и устойчивая модель СМИ, активно борющаяся с государством за право быть транслятором объективной истины и одновременно выполняющая перед ним функцию «мирского челобитчика». Исследованы проблемы институционализации и теоретико-методологического обоснования политической дискурсологии, дискурс-глобалистики, теории политического медиа-дискурса. Впервые в отечественной исследовательской практике разработана методология дискурс-анализа для изучения философского и политического дискурса эпохи глобализации и постмодерна. Предложена теоретическая модель дискурса публичной коммуникации на базе коммуникативно-семиотического подхода. Выявлено, что в реальной жизни коммуникации между политическими акторами перекликаются друг с другом, образуя полифоническую дискурсную сеть. Построена оригинальная классификация современных российских доминирующих и маргинальных политических дискурсов, проанализированы их характерные черты.
Проведен анализ основных подходов к изучению взаимоотношений массовой коммуникации и власти, выделены две основные модели этих взаимоотношений (модель доминирования и плюралистическая модель), прослежены основные этапы их эволюции, проанализирована проблема их конвергенции в современной коммуникативистике.
Впервые в отечественной литературе рассмотрена эволюция марксистского подхода к анализу массовой коммуникации от ранних работ К. Маркса до трудов представителей Британской школы культурных исследований. Особое внимание уделено социокультурной специфике взаимоотношений массовой коммуникации и власти в отечественной традиции, гипотезе установления повестки дня («agenda-setting») и ее практической применимости в современных российских условиях. Сделан вывод, что дальнейшая эволюция отечественной системы массовой коммуникации как элемента гражданского общества всецело определяется успешностью структурирования гражданского общества в России и модернизации страны. Разработана проблема установления эффективной общенациональной повестки дня как средства осуществления коммуникации в рамках федеральных и региональных структур.
Исследованы фундаментальные проблемы политической социализации и политической антропологии: методологические основания политики, психология политического конфликта, технологии политического общения, методология взаимоотношения когнитивной психологии и политических технологий. Проанализированы психологические механизмы политической деятельности, использование конкретных психотехник в политическом взаимодействии. Рассмотрены новые подходы в области политического консультирования, важная роль в которых отводится психологическим и психотерапевтическим методам и техникам (психодиагностика, психокоррекция, релаксационные техники, поведенческий тренинг для референтной группы с использованием психолингвистики). Особое внимание уделено описанию патологических психотипов – «провокаторов общения» и «генераторов конфликта», способам нейтрализации их агрессивности.
Исследованы теоретические модели оппозиции в различных типах политических систем и особенности развития отечественной модели. Сформулирована сущностная теоретическая модель политической оппозиции как организованной борьбы за доминирующие властные ресурсы. Выделены основные факторы политической системы, оказывающие влияние на формирование моделей оппозиции. Предложены основные модели политической оппозиции, образующиеся в рамках различных типов политических систем, выявлены и определены их основные индикаторы. Дана характеристика российской модели политической оппозиции на различных этапах ее постсоветской политической истории, обозначены перспективы становления влиятельной и ответственной оппозиции в РФ.
Впервые в отечественной гуманитарной науке выявлен и описан метаязык политической науки как искусственный язык второго уровня, а также методологическая основа политической теории, влияющая на аксиологию политического знания. Рассмотрена двойственность статуса политической науки, связанная со столкновением в ее дискурсе кодов научного знания и политической власти, описаны дискурсы исторически сложившихся метаязыков политической науки: тавтологического, парадоксального и нарративного. Осмыслены аксиологические модели метаязыка политической науки, рассмотрено направление его трансформации в ходе актуальной трансформации политики. Вскрыты причины «методологической жесткости» структуры доминирующего метаязыка политической науки и, соответственно, связанные с восполнением его «белых пятен» и конструктивных ущербов антисциентистские методологические особенности оппозиционного метаязыка. Описаны ключевые модели метаязыка политической науки в современном российском политическом дискурсе.
Проведен концептуальный анализ трансформации метапарадигмы социально-политических наук на протяжении второй половины ХIХ и всего ХХ в. Введение понятия метапарадигмы социально-политических наук позволило проанализировать, каким образом мышление об обществе соотносится с имеющимися в культуре представлениями о картине реальности, прежде всего философскими и религиозными. Исследовано влияние представлений о природе человека, его душе, структуре его психики на конкретно-исторический облик метапарадигмы социально-политических наук.