Заведующая: доктор политических наук, профессор
Русакова Ольга Фредовна

Телефон: (343)3743227
E-mail: rusakova_mail_at_mail.ru

В 1996 г. отдел вел исследования по следующим основным направлениям:
– менталитет и политика;
– структурные и духовно-ценностные основания легитимации региональной власти;
– ценностно-смысловые ресурсы российской национальной и региональной идентичности.

В рамках данных направлений была проведена работа по изучению проблемы классификации и описания наличных форм региональных форм ментальности. В результате было дано теоретическое обоснование и осуществлена типологизация ментальных форм и механизмов, разработана концепция прикладного исследования менталитета, проведены исследования основных характеристик и разновидностей менталитета, политический и социальный анализ динамики менталитета на основе политических мониторингов, рейтингов и регулярных опросов общественного мнения, осуществлена разработка современных образовательных технологий, направленных на формирование новых ментальных матриц.

В 1997 г. были утверждены новые направления фундаментальных исследований: современные проблемы философской антропологии и технология власти.

В 1997–1999 гг. в рамках антропологического подхода было проведено исследование фундаментальных оснований культуры, таких, как мышление, исповедальность, диалогичность, утопия, вера, политика. В антропологическом аспекте исследована проблема соотношения постмодернистского мышления и культуры, выявлена специфика рассмотрения власти человеческого мира в диалогическом подходе Михаила Бахтина. Рассматривались также проблемы: исповедь и культура, взаимосвязь поэтического и философского смыслов в культурных текстах. Были сделаны выводы о месте и сущности утопии в культуре, классифицированы современные типы утопического сознания.

Проблема выявления сущности политической реальности рассматривалась в контексте положений агентов политического пространства и организации наблюдения по различению семиотической и прагматической ситуаций. Критически проанализированы теоретические возможности полифонического прочтения текста культуры. Использование судьбоаналитического подхода в проводимых исследованиях было направлено на новую интерпретацию феномена расстройства веры в контексте прошлой и современной культуры.

В практику современного отечественного философского дискурса были введены оригинальные философские и социологические идеи известного немецкого мыслителя Эрнста Блоха. Определены подходы к новому осмыслению проблемы утопического сознания как атрибута человеческого существования.

В этот период также пристально изучался феномен консервативного мышления. Был проанализирован феномен возрождения консервативного мировоззрения, исследован мировоззренческий стиль, сущностные особенности современного консерватизма, его место в духовной истории европейской цивилизации. Определены основания культурного кризиса современности, актуализировавшего консервативные ценности.

В рамках исследовательского направления «Технология власти» особое внимание было уделено исследованию политики экспорта революции русских большевиков. На основе многочисленных фактов и свидетельств показан милитаристский и экспансионистский дух советского государства уже в первые годы его существования. В опубликованных работах приводится ряд малоизвестных документов.

Были также проведены фундаментальные и прикладные исследования, связанные с изучением мобильности региональных элит, политической культуры избирателей, становлением партийной системы в Свердловской области, коммуникаций в системе «элита-массы», электорального поведения в Свердловской области.

Начиная с 1997 г. исследователи института осуществляют мониторинг социально-политической ситуации в Свердловской области и других регионах Урала и Сибири. Круг исследуемых вопросов достаточно широк и многообразен: выявление стратегий и механизмов властвования в современном российском обществе в целом и Уральском регионе в частности; определение вариантов, способов и «техник» властной легитимации; проработка социально-технологических возможностей стимулирования наиболее оптимальных версий достижения общественного согласия; анализ становления специфической ценностной структуры и моделей поведения уральского электората, идеологической и политической идентификации местной властной элиты, формирования партийно-политических структур в Свердловской области.

Сотрудниками отдела предпринята одна из первых в России попыток теоретического обоснования сущности и содержания политического консультирования как необходимого элемента механизма осуществления власти. Были определены возможности политических технологий в современных политических процессах России и Уральского региона. Впервые в отечественной политической науке теоретически было обосновано значение специфической деятельности - политического консультирования. Определен статус политических консультантов как полноправных политических акторов, выполняющих специфические функции влияния на процесс принятия политических решений. Описаны и типологизированы различные способы организации и проведения избирательных кампаний с участием политических консультантов.

В рамках исследования массовой коммуникации проанализированы проблемы конструирования реальности в процессах массовой коммуникации, рассмотрены основные подходы: профессиональная рефлексия, позитивистский, феноменологический. Выявлены противоречия, связанные с анализом проблем конструирования реальности, определена практическая значимость для политической и коммуникативной сфер деятельности.

С 2000 г. отдел философии разрабатывает следующие направления фундаментальных научных исследований:
– философские и политико-правовые концепции гражданского общества и государства, онтологические и социокультурные основания гражданского общества и государства;
– особенности функционирования современного гражданского общества: политико-правовые, коммуникативные и социокультурные аспекты; гражданское общество и государство в современной России: мир политического бытия;
– философия и методология истории в ХХ в.;
– культурные, политические и массовые коммуникации в глобализирующемся мире: опыт дискурс-анализа.

В 2000–2003 гг. в рамках указанных направлений была произведена типология концептуальных моделей взаимодействия государства и гражданского общества в российской мыслительной традиции. Выявлены четыре основные линии: религиозно-философская, консервативно-этатистская, либеральная и революционно-радикальная, в рамках которых производится определенный тип моделирования государства и гражданского общества.

Проведен анализ отдельных концептуальных моделей власти, государства и гражданского общества. Проанализирована проблемы теологии власти в концепциях О. Шпанна, К. Шмитта, Л. Штрауса, Э. Фегелина. Фактически впервые в научной литературе предложен краткий и содержательный анализ достаточно влиятельных в Европе и США, но до сих пор практически не известных у нас в России теорий власти и государства. Предложен концептуально оригинальный анализ текстов мыслителей, сыгравших ключевую роль в развитии политической мысли, – от Аристотеля до Хайдеггера. Продолжалось изучение философии надежды известного немецкого мыслителя Эрнста Блоха. Впервые в отечественной литературе предпринята попытка реконструкции его творческой биографии в контексте основных исторических событий ХХ в. и в контексте новой интерпретации истории ГДР. Дан системный анализ философских, социологических, политических и эстетических взглядов Э. Блоха.

Проведен трансгенеративный (межпоколенческий) анализ концептуальной эволюции выявленных моделей взаимодействия государства и гражданского общества. На основе анализа источников произведена реконструкция взглядов российских мыслителей на государство и гражданское общество, представляющих определенную идейно-политическую линию.

Выделены особенности консервативно-либеральных концепций государства и гражданского общества, представленных в работах славянофилов, Б.Н. Чичерина, А.Д. Градовского, В.С. Соловьева, П.Б. Струве.

Произведена реконструкция взглядов представителей нового либерализма на проблему взаимосвязи государства и гражданского общества. Рассмотрены в содержательном плане кадетская стратегия формирования правового государства и гражданского общества, идеи П.И. Новгородцева о правовом государстве, взгляды С.А. Котляровского, Б.А. Кистяковского, С.И. Гессена и М.И. Туган-Барановского на проблемы формирования гражданского общества в России в начале ХХ в.

Проанализированы идейно-политические линии, в рамках которых осуществляется моделирование характера взаимодействия государства и гражданского общества. Это, во-первых, религиозно-философская линия, представленная в работах В. Соловьева, С. Булгакова, Н. Бердяева, Г. Федотова, И. Ильина и их современных последователей; во-вторых, консервативно-этатист-ская линия (евразийцы, сторонники концепции консервативной революции); в-третьих, либеральная линия (либеральный консерватизм и новый либерализм) и, в-четвертых, революционно-радикальная линия (левые и правые радикалы). В основу типологии концептуальных моделей взаимодействия гражданского общества и государства положен трансгенеративный (межпоколенческий) подход.

Проведен анализ марксистских версий взаимосвязи государства и гражданского общества, представленных в работах В.И. Ленина, А.А. Богданова, в трудах советского обществоведов.

Выявлены особенности европейской концепции демократического государства, современных неоевразистских и праворадикальных взглядов на вопрос о перспективах развития российской государственности и российского гражданского общества.

Рассмотрена группа наиболее актуальных теоретико-методологических проблем научного осмысления гражданского общества в его отношении к государству, в числе которых следующие: современные толкования дискурса «гражданское общество»; мультипарадигмальность понятия «гражданственность»; роль политической оппозиции в формировании гражданского общества; специфика общественных СМИ как институтов гражданского обществ; культурные и социально-психологические предпосылки становления гражданского общества в современной России; гражданское общество в контексте процесса формирования наций; антиутопия как элемент общественного сознания в современном российском гражданском обществе.

Кроме того, рассмотрены проблемы развития отечественной и западноевропейской философии в форме очерков, посвященных ключевым фигурам советской и зарубежной философской мысли. В очерках, посвященных отечественной философии советского периода, раскрываются особенности философских взглядов А.А. Богданова, А.В. Луначарского, В.И. Ленина, Н.И. Бухарина, А.М. Горького, участников философских дискуссий 20–50-х гг. ХХ в., авторов крупнейших работ по вопросам философии, опубликованных в советский период. Особое внимание уделено культурно-историческому и политико-идеологическому контексту постановки и решения отечественными исследователями тех или иных философских вопросов.

Одним из частных направлений исследования взаимодействия гражданского общества и государства стал анализ преломления в отечественной фантастике различных аспектов становления гражданского общества в современной России. Были раскрыты общественно-политические функции фантастики, то как трансформируются привычные идеологии и утопии в конструирующих социум фантастических произведениях. В этой связи были рассмотрены такие актуальные проблемы политической науки, как проблема «воспитания нового человека», проблема прогрессорства и цивилизационного конфликта ценностей, противостояние идеологий и утопий.

Особое внимание при рассмотрении различных моделей взаимодействия государства и гражданского общества было уделено анализу современного радикализма.

При исследовании указанной темы был проведен структурный анализ дискурсивно-идеологических комплексов левого и правого радикализма. Выделена и рассмотрена ранее не исследованная трансгенеративная линия российского радикализма, идущая от черносотенства к сменовеховству и национал-большевизму. Дана общая классификация и характеристика исторических форм радикализма. Наряду с традиционными формами левого и правого радикализма, особо выделены его синтетические формы: большевизм, национал-большевизм, либерал-радикализм. Впервые предлагается типологический анализ современных разновидностей радикализма: движение антиглобалистов, этнонационализм, неоевразийство. Разработана система следующих категорий: политический радикализм, политический экстремизм, прогосударственный экстремизм, сепаратистско-националистический экстремизм, тотальный радикализм, селективный радикализм, радикалистская ментальность.

В центре научных исследований по теме были также социально-философские, экономические и теоретико-политические изыскания Сталина, одной из самых заметных фигур политической истории России ХХ в.

При изучении религиозно-философской модели взаимодействия государства и гражданского общества рассмотрены различные разделы систематической теологии в их развитии на протяжении двух тысячелетий христианской истории, показаны проблемы и противоречия теологии, проанализирована история происхождения классических теологических проблем. Рассмотрены основные теоретические аспекты протестантского подхода к толерантности. Совместно с учеными философского факультета Уральского государственного университета им. А.М. Горького переведены и изданы труды крупнейших современных западных теологов (К. Барта, Ю. Мольтманна, Д. Бонхоффера и др.), ранее не переводившиеся на русский язык.

При разработке научного направления «Культурные, политические и массовые коммуникации в глобализирующемся мире: опыт дискурс-анализа» была проанализирована роль средств массовой информации в процессе становления гражданского общества. Сделан вывод о том, что в современных отечественных условиях сформировалась специфическая и устойчивая модель СМИ, активно борющаяся с государством за право быть транслятором объективной истины и одновременно выполняющая функцию «мирского челобитчика» перед государством.

Проведен анализ основных подходов к изучению взаимоотношений массовой коммуникации и власти. Выделены две основные модели этих взаимоотношений (модель доминирования и плюралистическая модель), прослежены основные этапы эволюции каждой из них. Проанализирована проблема конвергенции этих моделей в современной коммуникативистике с учетом методологической специфики каждой из них. Впервые в отечественной литературе рассмотрена эволюция марксистского подхода к анализу массовой коммуникации начиная с ранних работ К. Маркса и заканчивая трудами представителей Британской школы культурных исследований. Особое внимание уделено социокультурной специфике взаимоотношений массовой коммуникации и власти в отечественной традиции, гипотезе установления повестки дня («agenda-setting») и ее практической применимости в современных российских условиях. Сделан вывод, что дальнейшая эволюция отечественной системы массовой коммуникации как элемента гражданского общества всецело определяется тем, насколько успешно пойдет процесс структурирования гражданского общества в России и процесс модернизации страны. Разработана проблема установления эффективной общенациональной повестки дня как средства осуществления коммуникации в рамках федеральных и региональных структур.

Исследованы фундаментальные проблемы политической социализации и политической антропологии: методологические основания политики, психологии политического конфликта, технологии политического общения, методологии взаимоотношения предметных областей когнитивной психологии и политических технологий. Проанализированы психологические механизмы политической деятельности, использование конкретных психологических техник в контексте политического взаимодействия. Рассмотрены новые подходы в области политического консультирования, важная роль в которых отводится психологическим и психотерапевтическим методам и техникам (психодиагностика, психокоррекция, релаксационные техники, поведенческий тренинг для референтной группы с использованием психолингвистики). Особое внимание уделено описанию определенных патологических психотипов - так называемых провокаторов общения и генераторов конфликта, а также способам нейтрализации их агрессивности.

Осуществлена типология этнонациональных концепций, обоснована необходимость современной теории нации. Рассмотрен индивид в его политическом, этнонациональном бытии, актуальная проблема этнической идентичности, типология и состояния этнического индивида.

Были исследованы теоретические модели политической оппозиции в различных типах политических систем, а также особенности развития отечественной модели оппозиции. Среди основных результатов работы можно выделить следующие. Сформулирована сущностная теоретическая модель политической оппозиции как организованной борьбы за доминирующие властные ресурсы; выделены основные факторы политической системы, оказывающие влияние на формирование той или иной модели политической оппозиции; предложены основные модели политической оппозиции, образующиеся в рамках различных типов политических систем; выявлены и определены основные индикаторы выделенных моделей политической оппозиции; дана характеристика российской модели политической оппозиции на различных этапах ее постсоветской политической истории; обозначены перспективы становления влиятельной и ответственной оппозиции в РФ.

При рассмотрении самых различных сторон взаимодействия гражданского общества и государства, процессов становления гражданского общества в России ученые института активно занимались фундаментальными методологическими проблемами общественных наук. Был осуществлен анализ основных типов философии истории, рассмотрены ведущие концептуальные модели методологии истории в ХХ в.: неокантианская, позитивистская, историко-герменевтическая, веберовская, крочеанская, коллингвудская, марксистская, историко-антропологическая, а также модели истории, разработанные школой «Анналов» (на протяжении четырех этапов ее эволюции) и «новой интеллектуальной историей» как постмодернистским направлением.

Впервые в отечественной гуманитарной науке был выявлен и описан метаязык политической науки как искусственный язык второго уровня, а также методологическая основа политической теории, влияющая на аксиологию политического знания. Была рассмотрена двойственность статуса политической науки, связанная со столкновением в ее дискурсе кодов научного знания и политической власти. В результате проведенного исследования описаны дискурсы исторически сложившихся метаязыков политической науки: тавтологического, парадоксального и нарративного. Осмыслены аксиологические модели метаязыка политической науки. Вскрыты причины «методологической жесткости» структуры доминирующего метаязыка политической науки и, соответственно, антисциентистские методологические особенности оппозиционного метаязыка, связанные с восполнением «белых пятен» и конструктивных ущербов доминирующей модели метаязыка политической науки. Описаны ключевые модели метаязыка политической науки в современном российском политическом дискурсе. Рассмотрено направление трансформации метаязыка политической науки в ходе актуальной трансформации политики. Подробно рассмотрены содержательные особенности ключевых парадигм российского политического универсума: модернизационной, цивилизационной и парадигмы глобализации.

Кроме того, был проведен концептуальный анализ трансформации метапарадигмы социально-политических наук, имевший место на протяжении второй половины ХIХ и всего ХХ в. Введение понятия метапарадигмы социально-политических наук позволило остановиться на анализе того, каким образом мышление об обществе соотносится с наличествующими в культуре представлениями о картине реальности, прежде всего философскими и религиозными. Основное внимание в проведенном исследовании было уделено влиянию, которое оказывают на конкретно-исторический облик метапарадигмы социально-полити-ческих наук представления о природе человека, о его душе, структуре его психики.