Демократия и содержательная справедливость: моральные обоснования демократии инструментального характера на примере взглядов Р.А. Даля
УДК 328
Шавеко Н.А. Демократия и содержательная справедливость: моральные обоснования демократии инструментального характера на примере взглядов Р.А. Даля // Современная наука и инновации. 2024. № 2 (46). С. 163-172. DOI: 10.37493/2307-910X.2024.2.17. список ВАК
Рассматриваются наиболее часто встречающиеся моральные обоснования демократии инструментального характера на примере взглядов Р.А. Даля. Анализируются три аргумента, приводимых Далем в поддержку демократии: 1) народ не менее компетентен в вопросах моральной истины, чем любая возможная правящая элита; 2) никакая правящая элита, даже знающая моральную истину, не будет реализовывать её на практике, если не будет контролироваться народом; 3) никакая «элита» не может быть определена в качестве таковой никем, кроме как самим народом. Каждый из этих аргументов подвергается критике автором статьи. Делается вывод, что политическое управление требует ряда личностных качеств и компетенций, которые неизбежно более развиты у одних людей, чем у других, и тем самым ставится под сомнение моральная обоснованность наделения всего корпуса дееспособных граждан политическими правами.
The article examines the most common instrumental moral justifications of democracy. Moral justifications are understood as justifications from the point of view of a certain social ideal, and the instrumental nature of the justifications means that the social ideal differs from democracy, and democracy is justified as a way to achieve it. Three arguments given by Dahl in support of democracy are considered: 1) the people are no less competent in matters of moral truth than any ruling elite; 2) no ruling elite, even knowing moral truth, will put it into practice if it is not controlled by the people; 3) no "elite" can be defined as such by anyone except by the people themselves. All these arguments are criticized by the author of the article. It is concluded that political governance requires a number of virtues and competencies, which are inevitably more developed in some people than in others, and thus the moral validity of universal suffrage is questioned.
Даль, попечительское правление, элитизм, демократия, справедливость, моральная истина
Dahl, guardianship, elitism, democracy, justice, moral truth