Создание российской историографической модели политико-правовых знаний и ее применение для разработки перспективных средств противодействия идеологическим искажениям цивилизационного развития России
В контексте традиционной для русской ментальности идеи правды проведен сравнительный анализ политико-правовых взглядов русских мыслителей и интеллектуалов Великого княжества Московского и Московского царства в период с возвышения Москвы и окончательного оформления централизованного государства в конце XV в. до восшествия на престол Петра I и превращения России в империю: рассмотрены, с одной стороны, взгляды, присущие самой власти и тем мыслителям, на которых она опиралась, и, с другой стороны, оппонирующие взгляды, выражаемые либо противниками власти, либо теми, кто обращался к ней с определенными политическими советами. Показано, что официальная точка зрения оправдывала абсолютную единоличную власть и построение Православного Царства, т.е. строгую регламентацию всех сфер жизни человека на основе религиозного идеала, отстаивая традиционные ценности самодержавия, православия, коллективизма; оппонирующие точки зрения настаивали на ограничении власти монарха благом подданных, справедливостью и законом, соблюдении царем христианских добродетелей, допустимости свержения неправедных царей, отказе от религиозного миссионизма и регламентации внешних проявлений религиозности подданных, обращении к идеалу светской справедливости, терпимости к инакомыслящим. Продемонстрирована сложность и неоднозначность русской традиции политической философии и необходимость ее защиты от идеологических искажений и фальсификаций.
Исследована рецепция неокантианской философии права в дореволюционной России, отмечено, что в начале ХХ в. российская юриспруденция испытала влияние идей Р. Штаммлера, что привело к «возрождению» концепции естественного права, в то время как на Западе это произошло позже, после Второй мировой войны, и было связано с влиянием учения другого неокантианского мыслителя - Г. Радбруха; сделан вывод, что ряд ключевых положений неокантианской философии права применительно к проблеме правового идеала сохраняют свою убедительность и в наше время - это идея разграничения сущего и должного, понимание правового идеала как регулятивной идеи, т.е. как формального принципа, с помощью которого оцениваются отдельные правовые нормы, некоторые леволиберальные идеи; таким образом, русское неокантианство может рассматриваться как самостоятельная веха в истории политико-правовой мысли (Шавеко Н.А.).